Занятие первое.

Предисловие.

 

Если человек хочет чему - то научиться, то он научится. Как освоение любой специальности, обучение работы за компьютером требует большой самостоятельной работы.

Нельзя научиться играть на пианино, если постоянно не тренироваться. Ни какие лекции и практические занятия не заменят самостоятельной работы, постоянной наработки полученных навыков.

Компьютер в этом плане не исключение. Он действительно облегчает жизнь, но, в тоже время, требует определенных знаний, навыков и умения. Поэтому, хотим мы этого или нет, без определенных знаний  и навыков нельзя обойтись.

Слишком часто человека обучают как обезьяну: нажми здесь, получишь банан, а здесь - удар током. Человека отучают мыслить, анализировать и понимать, что он делает и для чего.

Занятия построены таким образом, чтобы дать слушателю знания, на основе которых, он сможет не только выполнять определенные действия, но и на их основе, совершенствоваться, открывать для себя новые возможности компьютера и пользоваться ими.

Пользователь должен понимать, что компьютер - помощник, и относиться к нему надо соответственно. Моя задача рассказать о принципах, заложенных идеях, научить азам и общим принципам работы за компьютером.

В большинстве случаев пользователю нужно знать предмет в части дополняющей основную специальность, чтобы грамотно и рационально пользоваться компьютером и прикладными программами.

ЭВМ - электронно-вычислительная машина, ПК - персональный компьютер или просто компьютер, ПЭВМ - персональная электронно-вычислительная машина. В общем случае эти понятия являются синонимами, поэтому чтобы не повторяться, иногда будем пользоваться ими. Под этими устройствами будем понимать совокупность аппаратных и программных средств, предназначенных для ввода, хранения, обработки и выдачи данных. Иначе говоря, это электронное устройство способное работать по определенной, заранее составленной программе.

Чтобы решить задачу необходимо сделать ряд последовательных шагов.

Последовательность шагов это алгоритм, а алгоритм, записанный на языке понятном ЭВМ, и будет программой.

Информация - все, что можно узнать и преобразовать.

Данные - информация, преобразованная в вид удобный для обработки на ЭВМ.

Алгоритм - последовательность шагов ведущих к решению задачи. Путь, ведущий к решению задачи

Программа - алгоритм, переведенный на язык конкретной ЭВМ. Инструкция, содержащая последовательность команд.

Компьютер - устройство для обработки данных по определенной программе.

Для начала этих понятий хватит. По мере необходимости будем вводить новые понятия и определения.

Чтобы стать пользователем надо все-таки кое-что знать. Приступая к работе с компьютером, стоит запомнить несколько правил.

1.      Компьютер выполняет то, что вы ему приказали, а не то, что вы хотите, чтобы он делал.

2.      Не считайте себя умнее тех, кто профессионально занимается обслуживанием компьютеров и программного обеспечения.

3.      Точно выполняйте рекомендации и последовательность действий, которые дает специалист.

4.      Строго следуйте полученным инструкциям. Говорите с компьютером на его языке и не придумывайте свой.

5.      Прежде чем приступить к работе, четко сформулируйте себе, что вы хотите, разбейте задачу на последовательные шаги, определите, как вы будете выполнять каждый шаг, а только затем делайте.

6.      Никогда ничего не делайте с единственной целью посмотреть, а что будет если…

7.      Компьютер реагирует на любое нажатие клавиши или щелчок мыши, как на приказ и выполняет его, не зависимо хотели вы этого или нет.

Аппаратные средства.

Вы впервые подошли к компьютеру. Даже если вы никогда его не видели, то все равно догадаетесь, что внешне он состоит из нескольких частей. Посмотрите - устройство похожее на телевизор - монитор. Он выполняет похожие  функции, что и телевизор: отображает информацию. Все что вы вводите и все, что отвечает компьютер, отображается на мониторе. Рядом с монитором лежит клавиатура с помощью, которой можно вводить информацию в компьютер. Если вы видели пишущую машинку, вы сразу догадаетесь, что это клавиатура.

Главное устройство - системный блок. Это большой обычно металлический ящик, к которому подходят провода от монитора, клавиатуры и других устройств. Ну, и последнее, что обычно лежит на коврике это манипулятор мышь - небольшое устройство, которое в дальнейшем облегчит вашу жизнь.

Описание: comp1

Это внешний вид компьютера.

Самое интересное находится внутри системного блока. Правда, в большинстве случаев внутренности интересуют специалистов.

Практически все пользуются различными устройствами и приборами, но многие ли знают их устройство, принципы работы?

Пользователю достаточно знать, какие кнопки понажимать, чтобы получить нужный результат: включить телевизор, перейти с программу на программу и т. д. Так же и при работе с ПК.

Тем не менее, пользователю компьютера желательно знать об устройстве несколько больше, чем пользователю телевизора.

Основные составляющие любого компьютера.

Для управления всеми процессами, происходящими в нем необходимо устройство управления (УУ).

Для выполнения вычислительных операций - арифметическое устройство (АУ).

Устройство управления и арифметическое устройство собственно и являются процессором, обеспечивающим работу компьютера

Для хранения изменяемых данных и работающих программ используется оперативная память (ОП).

Для хранения неизменяемых данных используется постоянная память (ПП).

Для временного хранения данных при их передачи от устройства к устройству используются регистры (РГ).

Для долговременного хранения данных, приема и передачи данных от компьютера к компьютеру, считывания информации, печати и много другого  используются дополнительные устройства. Они могут находиться внутри системного блока (внутренние) или, как самостоятельные устройства, вне его (наружные). Для обеспечения работы с дополнительной аппаратурой используют устройства сопряжения (УС) или контроллеры (адаптеры). Тип устройства зависит от его назначения или конструктивных особенностей.

Системный блок основное устройство. В нем располагаются основные аппаратные средства. Он состоит из корпуса, в котором монтируются: материнская (системная) плата, блок питания, жесткий диск (винчестер), дисководы гибких дисков, устройство чтения компакт дисков (CD ROM) и ряд других устройств.

Материнская (системная) плата является фундаментом ПК. На ней созданы, как коммуникации, связывающие отдельные элементы межу собой, так и слоты, т. е. разъемы, в которые вставляются платы других устройств. Главное среди них - процессор, совмещающий в себе устройство управления и арифметическое устройство. На материнской плате монтируются оперативная и постоянная память, контроллеры (адаптеры) различных устройств.

Блок питания предназначен для выработки питающих напряжений и токов, обеспечивающих работу ПК

Жесткий диск (винчестер) предназначен для долговременного хранения данных. На нем располагаются программы, базы данных и вся та информация, которую необходимо сохранять длительное время не зависимо от того работает ПК или выключен. Устанавливается внутри системного блока, но существуют и внешние жесткие диски.

Сейчас чаще начинают использовать SSD ( твердотельные ) диски. Это устройства с другим принципом хранения данных.

Дисководы гибких дисков. Устройства считывания информации с дискет. Используются в основном 3,5 дюймовые дискеты для длительного хранения информации вне ПК или переноса с одного компьютера на другой. В обычной жизни практически не используются. Сейчас их заменили флэш (флэш) USB диски или просто флэшки

Флэш (флеш) USB диски или просто флэшки устройства для долговременного хранения информации. Основное преимущество – компактность и достаточно большой объем данных. Получили очень широкое распространение в последние 6-7 лет.

Устройство чтения-записи компакт дисков (CD ROM, DVD-ROM, Blue Ray). Предназначено для считывания данных с компакт дисков. Информация на них записывается лазерным лучом с помощью специальной аппаратуры, устанавливающейся в системный блок.

Дисководы гибких дисков, устройство чтения компакт дисков (CD ROM, DVD-ROM, Blue Ray) имеют панели на лицевой стороне системного блока.

Монитор. Устройство для отображения данных.

Клавиатура устройство для ввода данных в компьютер и управления им.

Манипулятор мышь (мышь) дополнительное устройство для управления компьютером.

Флэш (флеш) USB диски или просто флэшки устройства для долговременного хранения информации. Основное преимущество – компактность и достаточно большой объем данных. Получили очень широкое распространение в последние 6-7 лет.

Современные, так называемые, гаджеты могут объединять все устройства в одном корпусе. Это и планшеты, и ноутбуки, и смартфоны.

 

Некоторые определения, используемые при работе с компьютером.

 

Указатель мыши - изображение, двигающееся по экрану вслед за движением мыши. Обычно представлено в виде наклонной стрелки. Показывает, куда мы можем переместить курсор, если щёлкнем левой клавишей мыши.

Курсор – выбранный (выделенный) объект, показывающий системе, с чем мы хотим работать. В текстовых редакторах и текстовых окнах, курсор - мигающая вертикальная палочка, показывающая, где появится символ при нажатии символьной клавиши.

Объект – любая точка экрана, изображение, которое можно выбрать, то есть установить курсор.

Меню – перечень задач, которые можно выполнить над выбранным (выделенным) объектом, то есть на котором стоит курсор.

Клавиатура.

Клавиатура пишущей машинки

 

Символьные (алфавитно-цифровые) клавиши. Представляют собой группу клавиш, которые чаще всего используются для ввода данных. К ним относятся буквы, цифры знаки препинания и другие символы. Именно к этим клавишам относится понятие раскладки клавиатуры.

Раскладка клавиатуры - это закрепление за определёнными клавишами определенных символов.

Буквы и символы, изображенные на левой стороне клавиши, относятся к латинскому (английскому) языку.

Буквы и символы, изображенные на правой стороне клавиши, относятся к русскому языку.

Прописные буквы и символы, изображенные в верхней части клавиши, вводятся при одновременном нажатии клавиши (Shift + символ).

Примечание: Одновременное нажатие клавиш означает, что нажимается и удерживается сначала первая клавиша, а затем коротко ударяется вторая клавиша, отпускаются обе клавиши. Как правило, одновременное нажатие клавиш обозначается знаком +.

Длительное нажатие на клавишу воспринимается компьютером, как многократное нажатие

Больная клавиша в нижнем ряду клавиатуры – клавиша пробел.

 

Управляющие клавиши.

Управляющие клавиши Alt и Ctrl обычно действуют в комбинации с другими клавишами.

Главной управляющей клавишей компьютерной клавиатуры можно назвать клавишу Enter. Чаще всего эта клавиша используется для завершения ввода команды компьютеру, переход на новую строку при вводе текста или для выбора команды из меню.

Управляющая клавиша Esc, расположенная в левом углу клавиатуры, широко используется при управлении программами и служит для отмены каких-либо действий.

Esc (читается "Эскейп") — отменить последнюю введенную команду, выйти из меню окна или закрыть открытый диалог.

Tab (читается "Таб") — Ввод позиций табуляции при наборе текста, то есть перемещает курсор на фиксированное количество символов.

Перемещение курсора по элементам.

Например, перемещение между рабочим столом, кнопкой «Пуск», панелью «Быстрый запуск», панелью задач и системным треем. Перемещение по элементам (в т. ч. ссылкам) открытого документа. 

Alt+Tab — переключение между окнами.

Shift (читается "Шифт") — клавиша верхнего регистра (нефиксированное переключение). Используется одновременно с другими клавишами для набора заглавных букв, а также символов верхнего регистра, то есть символов изображенных в верхней части клавиши.

Сочетания Ctrl+Shift или Alt+Shift обычно применяются для переключения языка ввода данных. Это наиболее часто встречающиеся сочетания, но используется только одно из них.

Capslock (читается "капслок") — верхний регистр (фиксированное переключение). Включает и выключает режим печати заглавных букв. Используется при наборе текста ЗАГЛАВНЫМИ буквами.

Alt (читается "Альт") — используется совместно с другими клавишами, модифицируя их действие. Например, Alt+буква — вызов команды меню или открытие колонки меню. Соответствующие буквы в меню обычно подчёркнуты (или изначально, или становятся подчёркнутыми после нажатия Alt).Если колонка меню уже открыта, далее для вызова конкретной команды можно нажать клавишу с буквой, которая подчёркнута в этой команде. То же относится и к открытому контекстному меню.

Ctrl(читается "Контрол","Контрл") — используется в сочетании с другими клавишами. Например, Ctrl+C — копировать, Ctrl+V — вставить, Ctrl+Alt+Del — открыть диспетчер задач Windows.

Win (Windows "start" находится между Ctrl и Alt) — открывает и закрывает меню «Пуск», то есть Главное меню системы.

AppsKey (находится справа внизу между Win и Ctrl) — вызов контекстного меню для выделенного объекта (равносильно щелчку правой кнопкой мыши).

Enter (читается "Энтр".) — Подтверждение выбора. То же, что и двойной щелчок по объекту, если объект находится на Рабочем столе или правой панели Проводника в остальных случаях щелчок левой клавишей мыши. Выбор активного в данный момент пункта меню.

При вводе команд с клавиатуры — завершение ввода команды и переход к её исполнению. При наборе текста — переход к новому абзацу.

Backspace (читается "Бэкспейс") — Просмотр папки на уровень выше в окне «Мой компьютер»(«Компьютер») или в окне проводника Windows.

В текстовых редакторах и текстовых окнах — удаление символа слева от курсора ввода).

Delete (читается "Делит") — Удаление выбранного объекта, выделенного фрагмента текста или символа справа от курсора ввода.

Insert (читается "Инсерт") — Переключение между режимами вставки и замены при редактировании текста. Если текстовый курсор находится внутри существующего текста, то в режиме вставки происходит ввод новых знаков без замены существующих символов (текст как бы раздвигается). В режиме замены новые знаки заменяют текст, имевшийся ранее в позиции ввода.

PrtScn (print screen) (читается "Принт скрин") — Делает снимок экрана и помещает его в буфер обмена.

Alt+PrtScn — копирование скриншота текущего активного окна (приложения) в буфер обмена.

ScrLk (Scroll Lock) (читается "Скролл лок") — относится к служебным клавишам. Её краткая расшифровка — блокировка прокрутки. Предназначена для такого режима вывода на экран, при котором нажатие клавиш управления курсором ведет к сдвигу не курсора как такового, а всего содержимого экрана.

Сейчас эта клавиша задействуется для указанной цели уже очень редко, но, например, в Exсel она работает. Это очень удобно при редактировании больших таблиц.

Pause/Break (читается "Пауз" или "Брейк") — приостанавливает работу компьютера (в DOS работало везде, в современных ОС — только во время загрузки компьютера).

 

 

Функциональные клавиши.

 

Описание: http://s44.radikal.ru/i106/1007/94/8b8c33c1181e.gif

F1-F12— функции, закрепленные за данными клавишами, зависят от свойств конкретной работающей в данный момент программы, а в некоторых случаях и от свойств операционной системы. Общепринятым для большинства программ является соглашение о том, что клавиша F1 вызывает справочную систему, в которой можно найти справку о действии прочих клавиш.

F1— Вызов «Справки». При нажатии из окна какой-либо программы — вызов справки данной программы.

F2— Переименование выделенного объекта на рабочем столе или в проводнике.

F3— Открыть окно поиска файла или папки (на рабочем столе и в проводнике).

F4— Открыть выпадающий список (например, список строки адреса в окне "Mой компьютер" или в проводнике).

F5— Обновление активного окна (открытой веб - страницы, рабочего стола, проводника).

F6— Переключение между элементами экрана в окне или на рабочем столе. В проводнике и Internet Explorer — перемещение между основной частью окна и адресной строкой.

F7— Проверка правописания (в Word, Excel).

F8— При загрузке ОС — выбор режима загрузки. Включение расширенного выделения текста в Word. Выделение фрагмента от начального до конечного положения курсора происходит без удержания клавиши Shift. Второе нажатие клавиши F8 выделяет слово, ближайшее к курсору. Третье — содержащее его предложение. Четвертое — абзац. Пятое — документ. Снять последнее выделение проще всего нажатием сочетания клавиш Shift+F8. Отключить режим можно клавишей Esc.

F9— В некоторых программах обновление выделенных полей.

F10— Вызов меню окна.

F11— Переход в полноэкранный режим и обратно (например, в Internet Explorer)

F12— Переход к выбору параметров сохранения файла (Файл — Сохранить как).

 

Клавиши управления курсором.

 

Описание: http://s54.radikal.ru/i143/1007/fc/d9601d08de0a.gif

Клавиши управления курсором вверх, вниз, вправо и влево.

При работе с текстом Home, End, PageUp, PageDown используются как клавиши редактирования или как более мощные клавиши управления курсором.

Комбинация CTRL + Home — быстрое перемещение курсора в начало документа.

Комбинация CTRL + End — быстрое перемещение курсора в конец документа.

Стрелки вверх, вниз, вправо и влево — Позволяют перемещаться по пунктам меню. Сдвигают курсор ввода в соответствующую сторону на одну позицию.

Действие данных клавиш во многих программах может быть модифицировано с помощью служебных клавиш, в первую очередь SHIFT и CTRL. — быстрое перемещение курсора в конец документа.

Home — перемещение курсора в начало текущей строки документа или в начало списка файлов.

End — перемещение курсора в конец текущей строки документа или в конец списка файлов.

PageUp/PageDown — перевод курсора на одну страницу вверх или вниз. Понятие «страница» обычно относится к фрагменту документа, видимому на экране. Используется для «прокрутки» содержимого в текущем окне.

 

Дополнительная (цифровая) клавиатура.

Описание: http://i081.radikal.ru/1007/27/637b7bbcce76.gif

Эти клавиши очень нравятся банковским служащим с ловкими пальцами и всем, кому приходится набирать много цифр.

Цифровая клавиатура напоминает калькулятор и находится на клавиатуре справа. (Однако, чтобы она начала работать, нужно нажать клавишу Num Lock. Если вы этого не сделаете, то будете иметь дело с клавишами управления курсором.

При выключенном Num Lock клавиши на дополнительной цифровой клавиатуре будут работать как клавиши управления курсором.

На них изображены маленькие стрелочки, показывающие направление движения курсора по экрану. (Клавиша с цифрой 5, которой стрелки не досталось, ничего не делает, а только борется с пониженной самооценкой.)

Кроме того, курсором управляют клавиши со словами:

«Home» (читается "Хоум"),

«End» (читается "Хоум"),

«PgUp» (читается "Пэйдж ап"),

«PgDn» (читается "Пэйдж даун")

Numlock — Меняет режим цифровой клавиатуры. Во включённом состоянии переводит цифровой блок в режим ввода цифр. В выключенном дополнительная клавиатура может использоваться для управления курсором.

 

Манипулятор «мышь»

Описание: Мышь

Манипулятор «мышь» (просто «мышь» или «мышка») — механический манипулятор, преобразующий механические движения в движение указателя на экране.

Кнопки — основные элементы управления мыши. Служат для выполнения основных манипуляций:

Короткое нажатие (щелчок, клик) на левую клавишу мыши устанавливает курсор на объект, на котором находится указатель мыши или осуществляет переход по ссылке при работе в Интернете. запускает исполняемый файл, открывает содержимое диска, папки или файла, выполняет действие. Эквивалентно нажатию клавиши ENTER.

Если объект находится на Рабочем столе или правой панели Проводника, то щелкать надо дважды (двойной щелчок, клик, даблклик). Интервал между нажатиями должен быть минимально возможным, иначе система может воспринять его как два отдельных нажатия (щелчка, клика).

Короткое нажатие (щелчок, клик) на правую клавишу мыши вызывает контекстное меню, т.е. открывается перечень задач, которые могут выполняться с данным объектом.

Колесико предназначено для прокрутки текста, если он не помещается на экране. Нажатие на колесико включает и выключает режим автопрокрутки, то есть режима автоматического перемещения текста или изображения, непомещающегося в окне.


 

Занятие второе.

 

Операционные системы (ОС)

Мы рассмотрели, как устроены вычислительные машины и принципы организации выполнения программ.

Для того, чтобы обеспечить нормальное функционирование вычислительного процесса необходимо разработать программу, обеспечивающую взаимодействие, как аппаратных, так и программных средств с пользователем.

Комплекс программных средств, обеспечивающих вычислительный процесс, функционирование аппаратных средств и взаимодействие с пользователем, называют операционной системой.

Операционные системы предназначены:

1.      для первоначальной проверки работоспособности компьютера.

2.      Загрузки специальных программ, обеспечивающих работу, установленных внешних и внутренних устройств.

3.      Преобразования данных и команд, приходящих от пользователя или других устройств, и обеспечения их выполнения.

4.      Подготовки выходных данных в виде удобном для восприятия пользователем и их отображением на мониторе.

5.      Обмена данными между внутренними и внешними устройствами.

6.      Организации вычислительного процесса.

Проще говоря, ОС выполняют за нас всю рутинную, «нетворческую», черновую работу, делая возможным использовать компьютер даже неподготовленным пользователям.

В настоящее время наибольшей популярностью пользуются ОС компании Майкрософт Виндоyс (WINDOWS) Окна. До сих пор широко используется ОС WINDOWS ХР, но в последние годы ей на смену пришла ОС WINDOWS 7, ОС WINDOWS 8 и ОС WINDOWS 10.

Для пользователя разница только в оформлении Рабочего стола, Главного меню, Проводника, и ряда других программ, поставляемых с ОС.

Все способы и методы работы в одной операционной системе работают и в другой.

Современные операционные системы позволяют одновременно работать с несколькими программами. Что позволяет легко и просто переходить от одной программы к другой, не заботясь о закрытии работающей программы, чтобы запустить другую.

После включения компьютера и загрузки операционной системы, на мониторе отображается окно Рабочего стола.

Описание: Рабочий стол.jpg

Рабочий стол.

 

Большую часть Рабочего стола занимает фоновый рисунок, на котором располагаются ярлыки (значки, рисунки, изображения).

Каждая точка экрана и каждый ярлык (значок, рисунок, изображение) является объектом со своими свойствами и возможностями. Щелчок левой клавишей мыши по ярлыку, запускает программу или производит действие. Если объект находится на Рабочем столе или правой панели Проводника, то щелкать надо дважды (двойной щелчок, клик, даблклик). Интервал между нажатиями должен быть минимально возможным, иначе система может воспринять его как два отдельных нажатия (щелчка, клика).

При нажатии правой клавиши мыши, открывается контекстное меню, содержащее список задач, которые можно выполнить для данного объекта.

Нижнюю часть окна занимает Панель задач. На ней расположены клавиша Пуск, открывающая главное меню, панель Быстрого запуска, Панель задач, Языковая панель, трей.

Клавиша Пуск, открывает Главное меню системы. На панели Быстрого запуска отображаются значки для запуска программ, которыми часто пользуются. Панель настраивается в ручную. На Панели задач отображаются значки, запушенных нами программ. Языковая панель показывает, какая раскладка клавиатуры активна. В трее отображаются значки запущенных ОС служебных программ, работающие в фоновом режиме.

 

 

Запуск программ.

 

Стандартный запуск программ

 

Для запуска программы необходимо знать, где находится исполняемый файл. Обычно все установленные программы отображаются в меню «Программы» («Все программы») Главного меню.

Для открытия Главного меню, достаточно навести указатель мыши на клавишу «Пуск» в строке задач, щелкнув левой клавишей мыши или нажать клавишу «Windows» на клавиатуре. Откроется Главное меню.

Установите указатель мыши на пункт «Программы» («Все программы»). Откроется подменю пункта «Программы» («Все программы»):

Не перемещая указатель мыши по горизонтали, переведем его в любое место на открывшемся подменю.

Если навести указатель мыши на пункт меню с треугольником, то откроется дополнительное подменю. Например, если остановить указатель мыши на пункте Стандартные, то откроется еще подменю, как на следующем рисунке.

Таким образом, перемещаясь из подменю в подменю, можно выйти на исполняемый файл программы, но путь до него надо знать.

Примечание: Запуск программ можно также осуществлять через ярлыки на Рабочем столе. Для этого:

- навести указатель мыши на ярлык соответствующей программы и дважды щелкнуть левой мышкой. Интервал нажатия кнопки должен быть минимальным.

Щелкните по картинке, чтобы просмотреть видео.

 

 

В ОС WINDOWS 7, 8, 10 в Главном меню система подменю открываются не в бок, а в низ.

 


 

Работа с окнами.

При запуске программы открывается ее окно. Окно каждой программы имеет свои особенности, но есть и общие свойства, о которых говорится ниже.

Пример окна программы Word.

Описание: Окно

Любое открытое окно имеет общие основные элементы:

- Строка (панель) заголовка, на левой стороне которой отображаются имя открытого в окне файла и название приложения (программы), в котором этот файл открыт.

- Строка (панель) главного меню в виде текста или ленты.

- Различные вспомогательные панели, содержащие ярлыки, ускоряющие работу с программой.

- Рамка вокруг окна.

- Вертикальные и горизонтальные полосы прокруток, активизирующиеся только, если текст не помещается в окне.

В правой части строки (панели) заголовка изображены три квадратика содержащие символы подчеркивания, квадрата, креста.

Если вместо квадрата изображены пересекающиеся прямоугольники, то это означает, что окно развернуто и его можно свернуть в окно или закрыть.

свернутое окно можно развернуть, свернуть, закрыть.

Чтобы закрыть окно достаточно:

1.      навести указатель мыши на изображение креста,

2.      щелкнуть левой клавишей мыши.

Чтобы свернуть окно на панель задач, достаточно:

1.      навести указатель мыши на изображение подчеркивания,

2.      щелкнуть левой клавишей мыши.

Чтобы восстановить окно из панели задач, достаточно:

1.      навести указатель мыши на значок программы на панели задач,

2.      щелкнуть левой клавишей мыши.

Чтобы распахнуть окно на весь экран достаточно:

1.      навести указатель мыши на изображение квадрата,

2.      щелкнуть левой клавишей мыши.

Чтобы свернуть в окно, достаточно:

1.      навести указатель мыши на изображение пересекающихся прямоугольников,

2.      щелкнуть левой клавишей мыши.

Свернутое окно можно перемещать и изменять его размеры.

Для перемещения окна достаточно:

1.      навести указатель мыши на строку (панель) заголовка

2.      нажать левую клавиши мыши и, не отпуская, перетащить окно в нужное место экрана.

3.      отпустить левую клавишу мыши.

Для изменения размеров окна:

1.      установить указатель мыши на рамку обрамляющую окно

2.      когда указатель мыши изменит изображение на двустороннюю стрелку, нажать левую клавиши мыши и, не отпуская, изменить размер окна.

3.      Отпустить левую клавишу мыши.

Если текст (изображение) не помещается в окне, с правой стороны и внизу окна появляются полосы прокрутки, с активными движками прокрутки.

Для того чтобы переместить текст в горизонтальной плоскости достаточно:

1.      установить указатель мыши на горизонтальный движок прокрутки,

2.      нажать левую клавишу мыши и, не отпуская ее, сместить его на необходимое расстояние.

3.      Отпустить левую клавишу мыши.

Для того чтобы переместить текст в вертикальной плоскости достаточно:

1.      установить указатель мыши на вертикальный движок прокрутки,

2.      нажать левую клавишу мыши и, не отпуская ее, сместить его на необходимое расстояние.

3.      Отпустить левую клавишу мыши.

Черные треугольники (галки), в начале и в конце полос прокрутки, позволяют посимвольно перемешать текст. Если навести указатель мыши на треугольник и щелкнуть левой клавишей мыши, то текст переместится на один символ в указанном направлении. Если навести указатель мыши на треугольник, нажать левую клавишу мыши и не отпускать ее, то текст будет прокручиваться до тех пор, пока не достигнет конца или пока не отпустите клавишу мыши.

Щелкните по картинке, чтобы просмотреть видео.

 


 

Занятие третье.

 

Запуск программы Блокнот

 

Для запуска программы навести указатель мыши на надпись пуск, и щелкнуть левой кнопкой мыши. В открывшемся меню навести указатель мыши на пункт «Все программы» («Программы») и дождаться появления подменю, не смещая указатель мыши по вертикали, перевести указатель мыши на появившееся подменю. В открывшемся под меню навести указатель мыши на пункт «Стандартные» и дождаться появления содержимого пункта «Стандартные». Не смещая указатель мыши по вертикали, перевести указатель мыши на появившееся содержимого пункта «Стандартные». Не смещая указатель мыши по вертикали, перевести указатель мыши на пункт «Блокнот» и щелкнуть левой кнопкой мыши.

- наведите указатель мыши на надпись клавишу Пуск на панели задач.

- в открывшемся меню навести указатель мыши на пункт «Все программы» («Программы») и дождаться появления подменю,

- не смещая указатель мыши по вертикали, перевести указатель мыши на появившееся подменю. В открывшемся подменю навести указатель мыши на пункт «Стандартные» и дождаться появления содержимого пункта «Стандартные».

- не смещая указатель мыши по вертикали, перевести указатель мыши на появившееся содержимое пункта «Стандартные».

Не смещая указатель мыши по вертикали, перевести указатель мыши на пункт «Блокнот» и щелкнуть левой клавишей мыши.

 

Появится окно программы.

 

 

Щелкните по картинке, чтобы просмотреть видео.

 

 

 

Работа с текстами

 

Общие правила работы с текстами

 

Символ появляется там, где стоит курсор. Курсор - мигающая вертикальная палочка, показывающая, где появится символ при нажатии символьной клавиши.

Чтобы установить курсор в нужное место, достаточно установить указатель мыши в то место, куда вы хотите переместить курсор, и щелкнуть левой клавишей мыши. Перемещение курсора осуществляется так же клавишами «Управления курсором».

Указатель мыши - в текстовых редакторах и текстовых окнах изображение тонкой латинской цифры I, двигающееся по экрану вслед за движением мыши. Показывает, куда мы можем переместить курсор, если щёлкнем левой клавишей мыши.

Символы бывают видимые и невидимые.

Невидимые символы:

Конец строки вводится при нажатии, клавиши Enter при этом курсор перемещается в начало новой строки.

Пробел или Табуляция вводится при нажатии клавиш Пробел или Табуляция. При этом курсор перемещается на 1 или 8 символов вправо по строке

Примечание: Курсор перемещается только в области, где вводились символы. Для установки курсора в область, куда не вводился текст, необходимо использовать клавиши Enter для перехода на другую строку или клавишу «Пробел», («Табуляция)» для перемещения курсора по строке вправо.

Нажатие клавиши Enter переводит курсор и весь стоящий за ним текст на новую строку. Текст, находящийся за курсором перемещается вместе с ним.

Таким образом, для того чтобы становить курсор в том месте, где не вводились символы достаточно нажать клавишу Enter для перехода на нужную строку и клавиши Пробел или Табуляция для перехода на 1 или 8 символов вправо по строке.

Для того чтобы удалить любой символ (видимый или невидимый) достаточно установить курсор перед ним (левее) и нажать клавишу Delete(Del) Удаление.

Для удаления пустых строк, достаточно установить курсор в конец строки с текстом и нажать клавишу «DELETE» (DEL) столько раз сколько пустых строк вы хотите удалить. Весь текст находящийся за курсором  будет перемещаться вверх к курсору.

Щелкните по картинке, чтобы просмотреть видео.

 

Выделение текста:

 

Чтобы работать не с одной буквой, а с частью (фрагментом) текста, необходимо выделить текст, для этого:

1.      - установить указатель мыши на начало выделяемого текста,

2.       - нажать левую клавишу мыши и, не отпуская ее, довести указатель мыши до конца выделяемого фрагмента

3.      -отпустить левую клавишу мыши

Примечание: нажатие любой клавиши удаляет выделенный фрагмент без возможности восстановления.

Для снятия выделения достаточно:

1.      установить указатель мыши на выделенный текст (на любое свободное от текста место)

2.      щелкнуть левой клавишей мыши.

 

 

 

 

 

Копирование, вырезание, удаление и вставка текста:

 

Выделенный фрагмент можно:

I. Копировать:

1.         Щелкнуть правой клавишей мыши, то есть открыть контекстное меню

2.         В появившемся меню навести указатель мыши на пункт «Копировать»

3.         щелкнуть левой кнопкой мыши.

Или нажать сочетание клавиш CTRL+C(С). Выделенный текст останется на экране и будет помещен в буфер обмена.

Буфер область памяти, где ранится копированный или вырезанный фрагмент. Осо-бенность буфера в том, что в нем хранится только последний помещенный в него фраг-мент, за то из него можно вставлять текст неограниченное количество раз.

Этот прием позволяет многократно вставлять один и то же текст в разные места документа.

II Вырезать:

1.         Щелкнуть правой клавишей мыши, то есть открыть контекстное меню.

2.         В появившемся меню навести указатель мыши на пункт «Вырезать»

3.         щелкнуть левой кнопкой мыши

Или нажать сочетание клавиш CTRL+Х(Ч). Выделенный текст исчезнет с экрана и будет помещен в буфер обмена.

Этот прием позволяет перемещать фрагмент с одного места в другое.  В одном вы-резали, то есть удрали с этого места, в другое вставили.

III Удалить:

1.         Щелкнуть правой клавишей мыши, то есть открыть контекстное меню.

2.         В появившемся меню навести указатель мыши на пункт «Удалить»

3.         щелкнуть левой кнопкой мыши

Или нажать клавишу DELETE. Выделенный текст исчезнет с экрана без возможно-сти восстановления.

Вставка текста из буфера.

1.         Установить курсор в то место, куда вы хотите вставить текст (см. Установка курсора в нужное место).

2.         Щелкнуть правой клавишей мыши.

3.         В появившемся меню, навести указатель мыши на пункт «Вставить»

4.         щелкнуть левой кнопкой мыши

Или нажать сочетание клавиш Ctrl+V(М)

Текст из буфера появится в том месте, где стоял курсор

Выделенный фрагмент воспринимается системой как курсор. Отсюда вытекают два примечания

Примечание I:, то при нажатии любой символьной клавиши появится соответ-ствующий символ.

Примечание II: Если фрагмент выделен, то при вставке текста из буфера вместо выделенного фрагмента появится текст из буфера

Первое примечание поможет заменять выделенный фрагмент на нужный текст (выделили ненужное и сразу печатаете нужное), а второе позволяет заменить выделенный фрагмент текстом из буфера.


Занятие четвертое.

Наработка навыков работы с текстами в программе блокнот

 

Попробуйте набрать следующий текст.

 

 

                                                                                                Председателю ТСО

                                                                                                Иванову И.И.

                                                                                                От жильца

                                                                                                Сидорова П.П.

 

 

 

 

                                                З А Я В Л Е Н И Е

 

 

Прошу пересмотреть начисление квартплаты за прошедший месяц после установки счетчиков учета расхода горячей и холодной воды.

 

20.12.2020 г.                                                                           Сидоров П.П.

 

 

 

 

 

Примечание: Попробуйте сохранить форму и обратите внимание, что слово «за-явление» написано заглавными буквами через пробел.

 

Щелкните по картинке, чтобы просмотреть видео..

Занятие пятое.

 

Информация и данные. Виды данных и способы их хранения.

 

Информация-совокупность сведений, позволяющих пользователю пополнить его знания о конкретном предмете или явлении.

Или ненаучно. Информацией является все, что мы можем получить с помощью своих органов чувств.

Данные - информация, представленная в формализованном виде: цифр, букв, рисунков и так далее.

Данные это информация, которую можно преобразовать, обработать, отобразить в удобном для человека и ЭВМ виде.

Компьютер имеет дело только с данными. Часто, говоря о данных применительно к компьютерам, используют слово информация. Например, ввод информации, распечатка информации и т.д. В строго научном плане это ошибка, но в повседневной речи допустимо.

 

Виды информации

 

Все многообразие видов информации (числовой, графической, звуковой, видео, и т. д.), можно представить в двух основных типах: аналоговом и дискретном.

Под аналоговой (непрерывной) будем понимать такую информацию, изменение которой происходит плавно без скачков. Дискретная (цифровая) - информация, изменяющаяся скачком.

Аналоговую информацию можно представить в виде непрерывной кривой, а дискретную, как совокупность отдельных точек, не сливающихся в непрерывную линию. Существуют способы перевода из одного типа информации в другой.

Следовательно, все многообразие видов информации можно представить в дискретном виде. Процесс преобразования в числовые значения - кодирование информации (данных). Полученный результат - коды.

Обрабатывать информацию представленных в виде чисел значительно проще и удобнее.

ЭВМ работает только с дискретной информацией, преобразованной в двоичные коды.

Наиболее распространенные виды информации:

числовая (цифры), данные, представленные в виде цифр.

- символьная (различные знаки, символы: буквы, цифры, точки, запятой - всего, что можно отобразить одним символом.

- графическая (картинки, графики, фотографии,…)

- видео (видеоизображения, фильмы, …),

- звуковая (музыка, голос, …).

- текстовая информация - частный случай символьной, т. к. в основном содержит информацию, состоящую из букв.

Любому символу можно поставить в соответствие двоичное число.

Любую графическую информацию можно представит в виде совокупности точек. Чтобы отобразить точку на экране или листе бумаги, необходимо определить ее координаты, т. е. ее местоположение. Определив, где будет находиться точка мы должны указать ее цвет.

Таким образом, каждая точка однозначно задается местоположением (координатами) на экране (листе бумаги) и цветом. Определив координаты и цвет всех точек, мы сможем вывести на экран или напечатать на бумаге любое графическое изображение.

Видеоинформация - частный случай графической информации. Подробно на ее кодировке останавливаться не будем. Заметим, что видеоизображения занимают значительные объемы, поэтому разработаны различные способы сжатия (уменьшения) такого вида информации.

Основные характеристики звука - частота и амплитуда. Имея возможность с помощью электронных устройств, разложить звук по частотным составляющим, каждую частоту можно представить в виде двоичного числа. Точно также кодируется и амплитуда.

Таким образом, мы в простейшем случае можем представить звук двумя байтами. Один байт содержит частотную составляющую, а второй - амплитудную.

На самом деле преобразование звуковой информации, как и любой другой, происходит намного сложнее, но принцип остается один - получить двоичную последовательность, однозначно характеризующую исходную информацию.

 

Хранение информации.

 

Мы рассмотрели способы представления (кодирования) различных видов информации. Кодируя их, формируются не только коды отдельных значений, но и целые массивы.

Чтобы бы письмо дошло до адресата необходимо указать адрес. Точно также, для того, чтобы сохранить или прочитать информацию, необходимо «хранилище информации» разбить на отдельные ячейки, присвоив каждой из них свой адрес.

Для удобства хранения и работы с массивами, ввели понятие - файл.

Файл - наименьшая единица хранения информации. Он должен иметь параметры: имя, начальный адрес, размер (объем), тип. Указанные параметры позволяют однозначно определить файл и обработать информацию, содержащуюся в нем.

Размеры файла могут колебаться от нуля бит (пустой файл) до величины, определяемой доступными объемами памяти ЭВМ.

Для того, чтобы не потерять файл, ему нужно присвоить идентификатор - имя присущее только ему. В памяти ЭВМ не может храниться двух файлов с одинаковыми именами. Начало каждого файла помещается по определенному адресу, который также уникален, как и имя. Остается задать размер (длина или объем) файла.

Эти характеристики (имя, начальный адрес и объем) позволят однозначно выбрать файл.

Выбрав файл, мы получим набор единиц и нулей. Не зная, что зашифровано в нем, нельзя и обработать информацию файла, поэтому вводится еще один параметр - тип файла. Он указывает, какой вид информации содержит файл. Иными словами тип файла указывает, какую информацию содержит файл и каким образам она закодирована.

Поэтому, если указанный тип файла будет содержать другой вид информации, то ЭВМ не сможет его правильно обработать. Информация о типе файла, как правило, определятся расширением. Оно пишется через точку после имени файла.

Надо помнить, что для разных операционных систем и программ одно и то же расширение может обозначать различные типы файлов. Например, расширение “.doc” может подразумевать и текстовый файл, и файл, созданный в текстовом процессоре Word.

Таким образом, мы определили четыре основных параметра файла: уникальное имя (идентификатор), начальный адрес, размер и тип, что позволяет однозначно определять местоположение файла и обрабатывать информацию, которую он содержит.

Рассмотрим, как можно хранить файлы. Сразу оговорюсь, что мы рассматриваем принципы хранения, а не реальное (физическое) расположение информации в памяти ЭВМ.

Удобнее всего файл сравнивать с книгой. Как книгу, его можно переносить с места на место, делать копии, уничтожать. Продолжая аналогию, файлы, как и книги, могут объединяться по тематике, объему, году выпуска (времени создания) и т. д. Как книга в библиотеке имеет свое место на полке в хранилище, так и файл имеет свое место в памяти ЭВМ. Описание книги: название, автор, ее объем, тип литературы, может храниться, как вместе с самой книгой, так и на отдельной карточке

Искать книгу в библиотеке, не зная ее местонахождения, дело довольно неблагодарное. Придется последовательно просматривать хранящиеся тома. Значит, следует создать картотеку, в которой содержатся данные о книге.

В библиотеке учет книг осуществляется с помощью создания каталогов. Каталог содержит карточки, на которых записаны все основные данные о книге: название, автор и где она храниться.

Таким образом, чтобы отыскать книгу в хранилище, нам не надо просматривать все тома, находящиеся в библиотеке. Достаточно найти в книжном каталоге соответствующую книге карточку, чтобы по ней найти нужную книгу. В библиотечном каталоге карточки располагаются по определенной системе.

Для удобства поиска удобнее объединять карточки по общим признакам, переходя от более общих к частным. Например, художественная литература и научная. Научная может подразделяться на гуманитарные и точные науки. Точные - математика, физика, химия … Ряд уточнений можно продолжить.

Каждому такому разделу будет соответствовать определенная часть общего каталога. Карточка будет находиться в одном конкретном ящичке, но что бы добраться до него мы должны пройти определенный путь от общего к частному. Таким образом, "имя" книги будет подразумевать не только название, но и весь тот путь, который необходимо пройти для нахождения карточки с данными о книге.

Иначе говоря, сначала мы должны отыскать карточку в каталоге, а затем, узнав, где храниться нужная нам книга, взять ее. Таким образом, чтобы получить книгу, мы должны проделать работу в два этапа. Первый - поиск в каталоге карточки, содержащей информацию о местонахождении книги. Второй - поиск в хранилище самой книги по сведениям, записанным на самой карточке.

Точно также, создав аналогичную картотеку для файлов, мы избавляемся от необходимости каждый раз просматривать содержимое памяти, чтобы найти файл. Преимущество такой "картотеки"

В отличии от библиотечного каталога, где система хранения информации разработана более ста лет назад и со временем только усовершенствуется, хранение информации в компьютере зависит только от нас.

При инсталляции операционной системы (ОС), программа установки запрашивает нас, куда поместить файлы, необходимые для работы операционной системы. В дальнейшем ОС сама распределяет свои ресурсы.

Тем файлам, которые мы создаем, нам и нужно определить место хранения. Можно, конечно записать их в одно место. А если их несколько десятков, а то и сотен или сотни тысяч? Даже придумать уникальные имена сложнейшая задача, а уж найти нужный файл и вовсе не разрешимая.

Для решения этой задачи и была придумана система хранения, которая получила название «древовидной».

Допустим, у нас есть жесткий диск. У нас есть возможность «разбить» его на логические диски. На одном мы будем хранить файлы операционной системы  и установленные программы обычно это диск «С», а на другом свою личную информацию, которому присваивается имя «D». Таким образом, мы уже можем знать, что и где у нас будет храниться.

Для того чтобы упорядочить информацию и облегчить сохранение и поиск файлов на диске мы можем создать папки. Каждой папке необходимо присвоить уникальное имя. Современные операционные системы поддерживают длинные имена папок, поэтому имя папки должно отражать суть содержимого.

Например, папке, где мы собираемся хранить фотографии, можно присвоить имя «Фотографии», а папке, где мы собираемся хранить документы – «Документы» и т.д.

Но и в этом случае мы сталкиваемся с необходимостью уже внутри папки создать другие папки, детализирующие хранимую информацию.

Таким образом, мы создаем структуру похожую на дерево: есть ствол (логический диск), есть ветки, отходящие от ствола (папки), на каждой ветке могут быть еще ветки и т.д.

В любой папке могут храниться файлы. Если продолжить аналогию, то их можно сравнить с листиками на дереве.

При правильной организации хранения информации вам даже не придется запоминать, что и где вы храните. Достаточно будет передвигаться от папки к папке, чтобы разыскать нужный файл.

Для поиска и сохранения информации в операционной системе «Windows» используется программа «Проводник».

 

Запуск программы «Проводник».

 

Проще и удобнее запускать программу «Проводник» нажатием клавиш WINDOWS+E (русское У ).

Если вы не привыкли работать с клавиатурой для запуска программы Проводник, найдите на Рабочем столе ярлык «Мой компьютер», наведите на него указатель мыши и дважды щелкните левой кнопкой мыши.

Если вы не нашли на Рабочем столе ярлык Мой компьютер, то воспользуйтесь стандартной процедурой запуска программ.

Работа в программе «Проводник»

Программа «Проводник» предназначена для поиска, чтения и сохранения информации на жестком диске и сменных носителях.

Если у вас левая панель имеет другой вид, наведите указатель мыши на картинку с надписью «Папки». Щелкните по ней левой кнопкой мыши, добившись подобного изображения.

При запуске программы «Проводник» с помощью клавиатуры или через ярлык «Мой компьютер», открывается папка «Мой компьютер» («Компьютер», «Этот компьютер») которой находятся все носители информации, подключенные к компьютеру.

При запуске программы «Проводник» через меню «ПУСК», открывается папка «Мои документы», что усложняет поиск нужной папки или файла.

Примечание: Для удобства пользования программой «Проводник» всегда переходите в папку «Мой компьютер» («Компьютер», «Этот компьютер»), а затем начинайте поиск нужного диска, нужной папки или файла.

В данном примере на левой панели курсор установлен на папку «Мой компьютер» («Компьютер», «Этот компьютер»). На правой панели отображается содержимое этой папки. В строке Адрес отображается имя той папки, содержимое которой отображается на правой панели.

Чтобы открыть (просмотреть содержимое) диска (папки, файла) достаточно:

1.       на правой панели установить указатель мыши на изображение нужного диска (папки, файла),

2.      дважды щелкнуть левой кнопкой мыши.

В этом случае на правой панели откроется содержимое выбранного диска (папки), а в строке Адрес отобразиться полный путь до этой папки.

Таким образом, перемещаясь по папкам и просматривая их содержимое, мы можем вручную отыскать нужный файл.

Если вы ошиблись и попали не туда куда хотели, для простоты поиска повторите процедуру поиска:

1.      Наведите указатель мыши на левой панели на папку «Мой компьютер» («Компьютер»),

2.      щелкните левой мышкой.

3.      Переместите указатель мыши на правую панель.

Вы вновь увидите содержимое папки «Мой компьютер» и сможете повторить переход к нужному диску, папке, файлу.

 

 

Создание папки.

 

1.    Установит указатель мыши на свободное место на правой панели Проводника, где создается папка.

Описание: Ashampoo_Snap_2012

  1. Щелкнуть правой клавишей мыши.

Описание: Ashampoo_Snap_2012

  1. В появившемся меню навести указатель мыши на пункт «Создать», не смещая его вертикально, перевести указатель мыши на появившееся подменю.

Описание: Ashampoo_Snap_2012

  1. Установить указатель мыши на пункт «Папку», щелкнуть левой кнопкой мыши.

Появится изображение папки, и прямоугольник с выделенным синим текстом.

Описание: Ashampoo_Snap_2012

Таким образом, вы оказываетесь в режиме редактора. При нажатии любого символа выделенный текст будет удален, поэтому сразу начинаете вводить имя папки.

По окончании ввода имени нажать клавишу ENTER. Вы вышли из режима редактора.

Щелкните по картинке, чтобы просмотреть видео.

 

Переименование папки или файла

 

Если вы ошиблись в имени папки (файла) или просто хотите дать ему другое имя, то:

1.                            Навести указатель мыши на изображение папки (файла).

Описание: Переименование

2.                            Щелкнуть правой кнопкой мыши.


 

3.                            В открывшемся меню установить указатель мыши на пункт «Переименовать».

Описание: Меню переименовать

4.                            Щелкнуть левой кнопкой мыши.

Появится изображение папки (файла), и черный прямоугольник с выделенным синим текстом.

Описание: Переименование папка

Отредактируйте имя папки (файла). По окончании ввода имени нажать клавишу ENTER. Вы вышли из режима редактора.

 

Примечание 1: Все действия, которые вы можете производить с папкой (файлом), можно делать путем вызова контекстного меню. Для этого достаточно навести указатель мыши на изображение папки (файла), щелкнуть правой кнопкой мыши в открывшемся меню установить указатель мыши на пункт того действия, которое вы хотите совершить и щелкнуть левой кнопкой мыши.

Примечание 2:Как правило, файл создается в программе и сохраняется в нужном месте. Создание пустого файла через контекстное меню с дальнейшим открытием его в соответствующей программе имеет смысл, если вы будете сохранять его именно в этой папке.

Щелкните по картинке, чтобы просмотреть видео.

 

Поиск папки или файла по имени.

Если нам не известно местоположения папки или файла на диске, можно воспользоваться функцией поиска. Для этого в программе проводник достаточно навести указатель мыши на картинку с изображением лупы и надписью Поиск и щелкнуть левой кнопкой мыши или нажать сочетание клавиш WINDOWS+F.

На левой панели установите указатель мыши на пункте Файлы и папки щелкните левой кнопкой мыши. В появившемся окне введите требуемые данные согласно указаниям.

После этого щелкните левой кнопкой мыши по кнопке “Найти”. На правой панели отобразятся результаты поиска.

Результаты поиска:


 

Занятие шестое

 

Открытие папки (файла) в программе «Проводник».

Для того чтобы просмотреть содержимое папки (файла), запустите программу «Проводник» нажатием клавиш Windows+E. Откроется окно, отображающее содержимое папки «Мой компьютер»(«Компьютер»)

Описание: Мой компьютер

Установите указатель мыши на изображение того диска, на котором находится нужная вам папка. В нашем примере диск Е:

Описание: Выбор диска

Дважды щелкните левой клавишей мыши. Откроется содержимое выбранного диска.

Установите указатель мыши на изображение той папки, в которой находится нужные вам данные. В нашем примере папка 234.

Описание: Выбор папки

Дважды щелкните левой клавишей мыши. Откроется содержимое выбранной вами папки.

Перемещаясь указанным способом от папки к папке, вы находите нужную вам информацию.

Для просмотра или запуска файла, установите указатель мыши на изображение того файла, который хотите просмотреть или запустить. В нашем примере файл mouse.exe:

 

Описание: Запуск файла

Дважды щелкните левой клавишей мыши. Запустится программа тренажера мыши.

 

Сохранение файла на примере программы «Блокнот».

Чтобы сохранить файл в главном меню программы:

1.      установить указатель мыши на пункт «Файл»,

2.      щелкнуть левой клавишей мыши.

В открывшемся меню установить указатель мыши на пункт «Сохранить как…», щелкнуть левой клавишей мыши,

 

Описание: Сохранить как Блокнот

Откроется окно:

Описание: Окно Сохранить как

На левой панели наводим указатель мыши на «Мой компьютер» («Компьютер»)

Описание: Переход на мой компьютерСохранить как

Щелкаем левой клавишей мыши. Откроется окно папки «Мой компьютер» («Компьютер»)

Описание: Папка МКСохранить как

Выбираем нужный нам диск. Устанавливаем указатель мыши на изображение диска и дважды щелкаем левой клавишей мыши. В нашем примере диск Е:

 

Описание: Выбор дискаСохранить как

Выбираем нужную нам папку. Устанавливаем указатель мыши на изображение папки и дважды щелкаем левой клавишей мыши. В нашем примере папка «234»

Описание: Выбор папкиСохранить как

Последовательно переходя от папки к папке, открываем папку, в которой мы хотим сохранить файл.

В открывшемся окне устанавливаем указатель мыши в окно «Имя файла» и щелкаем левой клавишей мыши.

Описание: Окно имени файлаСохранить как

С клавиатуры вводим имя файла. В нашем примере «456».

Описание: Дано имя файлаСохранить как

Устанавливаем указатель мыши на клавишу «Сохранить» рядом с окном «Имя файла» и щелкаем левой клавишей мыши.

Окно закрывается, файл сохранен.

Щелкните по картинке, чтобы просмотреть видео.

Открытие файла на примере программы «Блокнот».

Для того, чтобы открыть файл в главном меню программы установить указатель мыши на пункт «Файл», щелкнуть левой клавишей мыши.

В открывшемся меню установить указатель мыши на пункт «Открыть», щелкнуть левой клавишей мыши,

Описание: Файл открыть Блокнот

Откроется окно:

Описание: ОткрытьМК 1

На левой панели наводим указатель мыши на «Мой компьютер» («Компьютер»)

Описание: ОткрытьМК

Щелкаем левой клавишей мыши.

Откроется окно папки «Мой компьютер» («Компьютер»).

Описание: Окно МК открыть

Выбираем нужный нам диск. Устанавливаем указатель мыши на изображение диска и дважды щелкаем левой клавишей мыши. В нашем примере диск Е:

Описание: выбор дискаОткрыть

Выбираем нужную нам папку. Устанавливаем указатель мыши на изображение папки и дважды щелкаем левой клавишей мыши. В нашем примере папка «234»

Описание: Выбрали папкуОткрыть

В открывшемся окне установить указатель мыши на изображение нужного нам файла и дважды щелкаем левой клавишей мыши. В нашем примере файл «456.TXT»

Описание: Выбираем файлОткрыть

Откроется окно программы «Блокнот» с содержимым ранее сохраненного файла «456.TXT».

Описание: Блокнототкрыть

Щелкните по картинке, чтобы просмотреть видео.

 


 

Занятие седьмое.

 

Принципы работы в Интернете.

Для работы в сети Интернет необходимо иметь компьютер, подключенный к сети Интернет через поставщика услуги (провайдера) и установленной на нем программы браузер, обеспечивающей обмен информацией между вашим компьютером и другими компьютерами сети Интернет.

Окно браузера Internet Explorer

 

Для работы достаточно знать три принципа:

Для того чтобы перейти на нужный вам сайт, достаточно в адресной строке ввести имя (адрес) сайта.

Адресная строка, строка поиска представляют собой упрощенную форму текстового редактора, поэтому все приемы работы с текстами применимы здесь.

Ссылки, как правило, отличаются от основного текста или цветом или подчеркиванием.

При наведении указателя мыши на ссылку указатель меняет форму на «руку», а текст может изменить цвет. Щелкнув по ссылке левой клавишей мыши, перейдете на другую страницу.

Ссылкой может быть не только текст, но и картинка. Признаком служит изменение формы указателя мыши на «руку».

Описание: Инет

Последнее. Если вы не знаете имени (адреса) сайта, можно воспользоваться строкой поиска.

Строка поиска, как правило, выделена и сопровождается клавишей «Поиск».

 

Прежде чем воспользоваться строкой поиска, ознакомьтесь с языком (правилами составления запросов). Обычно на главной странице сайта или портала есть ссылка «Помощь».

Введите свой запрос. В данном примере мы ищем «Сайт МАУК «БИЦ». Щелкните по клавише «Найти»(«Поиск»)

 

Установив, указатель мыши на ссылке «МАУК «БИЦ», щелкните левой клавишей мыши и  перейдете на сайт МАУК «БИЦ» (муниципального учреждения культуры «Библиотечно-информационный центр).

 


Занятие восьмое.

Работа с сайтом http://www.muakbic.ru/ муниципального автономное учреждения культуры «Библиотечно – информационный центр» и https://mytyshi.ru  официальным сайтом органов местного самоуправления городского округа Мытищи.

После запуска браузера откроется окно:

Описание: Internet Explorer

В адресной строке введите http://www.maukbic.ru/ и нажмите клавишу “Enter

Появится окно:

Наведите указатель мыши на рисунок «Web ИРБИС электронные каталоги»

Щелкните левой клавишей мыши. Откроется окно электронных каталогов.

Наведите указатель мыши на знак вопроса и щелкните левой клавишей мыши. Откроется окно справки:

 

Ознакомьтесь с правилами составления поискового запроса. В области поиска установите указатель мыши на черный треугольник и щелкните левой клавишей мыши.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Откроется меню

установите указатель мыши на пункт, на пример Автор,

и щелкните левой клавишей мыши.

 

 

 

 

Введите фамилию автора, например Пушкин,

и щелкните левой клавишей мыши по надписи «Поиск». Откроется окно с перечнем книг Пушкина, занесенными в электронный каталог:

В случае необходимости вы можете осуществить новый поиск.

Портал городского округа Мытищи.

 

Откроется главная страница сайта городского поселения Мытищи. https://mytyshi.ru

На портале можно ознакомиться с новостями города, но одна из задач - предоставление возможности обращаться в различные учреждения и организации по вопросам интересующих граждан.

Для перехода в электронные приемные, наводим указатель мыши на пункт «Электронные приемные».

 

 

Щелкаем левой клавишей мыши.

 

Открывается окно:

 


 

В открывшемся окне, заполняете анкету и вводите свой вопрос.

По окончании ввода вводите цифры, изображенные на картинке.

Наводите указатель мыши на клавишу «Отправить» и щелкаете левой клавишей мыши.

Если вы все сделали правильно, ваш вопрос будет принят. В противном случае появится сообщение о совершенной ошибке и придется заполнять форму заново.

Адрес портала Государственных услуг https://www.gosuslugi.ru.

Адрес портала запись к врачу https://uslugi.mosreg.ru/zdrav.

Адрес портала добродел https://dobrodel.mosreg.ru.

Адрес портала социального страхования https://fss.ru.

Адрес портала пенсионного фонда http://www.pfrf.ru.

Адрес портала МФЦ Мои документы http://mfcmmr.ru.

В большинстве случаев вам прежде чем пользоваться услугами этих порталов придется регистрироваться. Иногда достаточно зарегистрироваться на портале Госуслуг, чтобы входить через единую систему регистрации.