Конспекты
Вводная часть.
Наши курсы организованы в феврале 2010 года. Цель этих курсов дать начальные знания, позволяющие начать работать с компьютером. Занятия состоят из восьми уроков:
На первом занятии мы рассказываем коротенькую историю появления вычисли-тельных средств. Главное на уроке отводится изучению назначения клавиатуры и мыши
На втором занятии коротко рассказывается об операционных системах, что такое Рабочий стол, как запускаются программы и объясняется работа с окнами.
Третье и четвертое занятия посвящены работе с текстами.
Пятое и шестое занятия посвящаются работе системы хранения данных. Рассказы-вается что такое диск, папка, файл. Как их создать, сохранить, открыть.
Седьмое и восьмое занятия посвящаются Интернету. Рассказывается что такое Ин-тернет и принципы работы. На последнем занятии мы посещает некоторые сайты.
Мы не преследуем цель натаскать или обучить конкретным навыком. Наши курсы можно сравнить с обучением чтению. Сначала учим алфавит, затем как буквы складыва-ются в слоги и слова. Далее пробуем читать. Освоите эти простые правила, сможете чи-тать, то есть пользоваться компьютером.… Наши курсы это только тот фундамент, на ко-тором строится здание знаний работы с компьютером.
Без ежедневных занятий вряд ли вы сможете освоить предлагаемый материал.
Как и любое обучение требует ежедневных тренировок. Без этого вы довольно быстро потеряете или забудете приобретённые навыки и знания.
Запомните простое правило: компьютер выполняет то, что вы ему приказали, а не то что вы хотите чтобы он делал. Любое нажатие клавиши, любой щелчок мыши это ко-манда машине и она выполняет ее, хотите вы этого или нет. Он не читает ваши мысли, а выполняет ваши команды. Вот этим командам мы и будем вас учить, а как вы ими будете пользоваться это ваше дело. Вас учат читать, а будете ли вы читать серьезные книги или надписи на заборе, будете ли читать быстро или спотыкаться на каждом шагу, зависит только от вас.
Занятия построены таким образом, чтобы дать слушателю знания, на основе кото-рых, он сможет не только выполнять определенные действия, но и на их основе, совер-шенствоваться, открывать для себя новые возможности компьютера и пользоваться ими.
Пользователь должен понимать, что компьютер - помощник, и относиться к нему надо соответственно. Моя задача рассказать о принципах, заложенных идеях, научить азам и общим принципам работы за компьютером.
В большинстве случаев пользователю нужно знать предмет в части дополняющей основную специальность, чтобы грамотно и рационально пользоваться компьютером и прикладными программами, но есть общие принципы и без их знаний совершенство не-возможно.
Занятие первое
На первом занятии мы рассказываем коротенькую историю появления вычисли-тельных средств. Главное на уроке отводится изучению назначения клавиатуры и мыши.
С момента изобретения цифр, человечество придумывало способы облегчения сче-та. Камушки, абаки, счеты… Позднее появились механические устройства. Многие пом-нят арифмометры.
Теоретической базой при проектировании современных цифровых устройств, предназначенных для целей числовых вычислений, решения логических задач и задач управления, являются булева алгебра, двоичная арифметика и теория конечных автома-тов. Логика - это наука о законах и формах мышления, математическая же логика занима-ется применением формальных математических методов для решения логических задач.
Огромное значение для развития современной вычислительной техники сыграли работы английского ученого Джорджа Буля. Его теоретическая работа и введенные им операции над двоичными данными (логическое сложение, умножение и отрицание) стали теперь называться булевской (булевой) алгеброй. Современные микросхемы, использую-щиеся в компьютерах, выполняют с данными именно такие операции.
Первым программистом в истории считается Авгу́ста А́да Кинг (урождённая Ба́йрон), графиня Ла́влейс. Она известна, прежде всего, созданием описания вычислительной машины, проект которой был разработан Чарльзом Бэббиджем. Составила первую в мире программу (для этой машины). Ввела в употребление термины: «цикл» и «рабочая ячейка».
А́лан Мэ́тисон Тью́ринг. 19 февраля 1946 года он представил работу, которую можно назвать первым детальным описанием компьютера с хранимой в памяти програм-мой.
Отцом современной кибернетики считается американский математик Но́рберт Ви́нер, один из основоположников и теории искусственного интеллекта.
Первая отечественная ЭВМ заработала в 1951 г. Она содержала 6000 электронных ламп и занимала целое крыло двухэтажного здания. Оперативная память насчитывала 94 16-разрядных слова, быстродействие составляло около 50 оп./с. В машине Лебедев реали-зовал основные принципы классической архитектуры: хранение программ в оперативной памяти, двоичную систему счисления.
Вначале это были громоздкие шкафы, заполненные электронными лампами и реле. С развитием технологий размеры этих устройств уменьшались и к началу 70-х появились первые персональные электронно-вычислительные машины ПЭВМ.
Современные, так называемые, гаджеты (стационарные ПЭВМ, ноутбуки, планше-ты, смартфоны…) устроены примерно одинаково. В них находятся материнские платы, на которых монтируются микросхемы, отвечающие за выполнение различных операций.
Главная микросхема - процессор. Он отвечает за выполнение арифметических и логических операций. Для того чтобы он работал необходимо разработать программу. Программа это инструкция, состоящая из отдельных команд, последовательно выполняя которые процессор и решает задачу.
Для хранения программы используется оперативная память. В ней хранятся как программы, так и результаты вычислений.
При всех достоинствах у оперативной памяти есть существенный недостаток. При выключении устройства она обнуляется. Следовательно, нужно устройство хранения, ко-торое сохраняет данные не зависимо, включено устройство или нет. На первых порах та-ким устройством для ПЭВМ мог стать магнитофон. Позднее разработали гибкие магнит-ные диски, затем жесткие диски. Современный жесткий диск представляет собой устрой-ство состоящие из металлического диска, на котором определенным образом записаны данные, контроллера для управления и корпуса. Диски имеют диаметр 3,5 (8,89см) или 2,5(6.35 см) дюйма.
В настоящее время широкое распространение получили, так называемые, твердо-тельные диски или SSD диски.
Для просмотра результатов вычислений использовали различные печатающие устройства. Позднее появились принтеры. Для удобства работы стали использовать мони-торы, то есть упрощенные телевизоры.
Для управления вычислительным устройством и ввода данных сначала использовали пульты с различным набором клавиш, специализированные пишущие машинки. Позднее они преобразовались в привычную для большинства клавиатуру.
Дополнением к клавиатуре стал манипулятор мышь, который в дальнейшем начал играть главную роль при работе с ПЭВМ.
Для работы с ноутбуками разработали аналог мыши сенсорную панель или тачпад (англ. touchpad: touch — касаться, pad — подушечка). В дальнейшем создали сенсорные экраны, где роль мышки стала играть поверхность экрана монитора.
Перейдем к рассмотрению назначения основных устройств управления компьютером.
Клавиатура
В настоящее время существуют различные виды клавиатур. Мы будем рас-сматривать стандартную 101-102 клавишную клавиатуру.
Условно клавиатуру можно разбить на 4 части:
1. клавиатура пишущей машинки.
2. функциональные клавиши
3. клавиатура «управления» курсором
4. цифровая панель
Ознакомление с клавиатурой я начинаю с клавиши Эскейп (Esc)
Клавиша Esc (читается "Эскейп"). Самая левая клавиша в верхнем ряду. Закрывает открытый диалог, информационные окна, окна меню или отменяет последнюю введенную команду.
Клавиатура пишущей машинки состоит из 4 рядов символьных клавиш
Символьные (алфавитно-цифровые) клавиши представляют собой группу клавиш, которые чаще всего используются для ввода данных. К ним относятся буквы, цифры знаки препинания и другие символы. Именно к этим клавишам относится понятие рас-кладки клавиатуры.
Раскладка клавиатуры - это закрепление за определёнными клавишами опреде-ленных символов.
Буквы и символы, изображенные на левой стороне клавиши, относятся к ла-тинскому (английскому) языку.
Буквы и символы, изображенные на правой стороне клавиши, относятся к рус-скому языку.
Второй ряд клавиатуры пишущей машинки начинается с клавиши Табуляция.
Клавиша Tab (табуляция). При работе в текстовых редакторах и текстовых окнах перемещает курсор на фиксированное количество символов.
Под клавишей Tab расположена клавиша Capslock (Капслок)
Клавиша Capslock (капслок) включает и выключает режим печати заглавных букв (фиксированное переключение). Используется при наборе текста ЗАГЛАВНЫМИ буквами. Лучше не пользоваться.
Ниже расположены вспомогательные (дополнительные) клавиши
Вспомогательные (дополнительные) клавиши Alt (Альт), Ctrl(Контрол), Shift (Шифт) используются в сочетании с другими.
Shift— клавиша верхнего регистра (нефиксированное переключение). Прописные буквы и символы, изображенные в верхней части клавиши, вводятся при одно-временном нажатии клавиши (Shift + символ).
Cочетания Ctrl+Shift или Alt+Shift обычно применяются для переключения языка ввода данных. Используется только одно сочетание для переключения. Чаще всего Alt+Shift.
Примечание: Одновременное нажатие клавиш означает, что нажимается и удерживается сначала первая клавиша, а затем коротко ударяется вторая клавиша, отпускаются обе клавиши. Как правило, одновременное нажатие клавиш обозначается знаком +.
Длительное нажатие на клавишу воспринимается компьютером, как многократное нажатие
Win (Windows "start") находится между Ctrl и Alt) — открывает и закрывает меню «Пуск», главное меню системы.
Большная клавиша в низу клавиатуры – клавиша пробел
AppsKey (АпсКей) находится справа внизу между Win и Ctrl — вызов контекстного меню для выбранного (выделенного) объекта, то есть на котором стоит курсор.
Enter (Энтэр) — подтверждение выбора. Команда машине выполнить (сделать). То же, что и щелчок по объекту левой клавишей мыши, а, если объект нахо-дится на Рабочем столе или правой панели Проводника двойной щелчок. Выбор ак-тивного в данный момент пункта меню.
При вводе команд с клавиатуры — завершение ввода команды и переход к её ис-полнению. При наборе текста — переход к новому абзацу перевод курсора в начало новой строки
Последняя клавиша в 1 ряду клавиатуры пишущей машинки Backspace (Бэкспейс) В текстовых редакторах и текстовых окнах удаляет символ слева от курсора
Самая страшная клавиша Delete (Делит). Удалят выбранный (выделенный) объект, то есть на котором стоит курсор. В текстовых редакторах и текстовых окнах удаляет символ справа от курсора.
Функциональные клавиши
Над клавиатурой пишущей машинки расположены функциональные клавиши F1-F12. Функции, закрепленные за данными клавишами, зависят от свойств кон-кретной работающей в данный момент программы, а в некоторых случаях и от свойств операционной системы.
Общепринятым для большинства программ является соглашение о том, что клавиша F1 вызывает справочную систему, в которой можно найти справку о действии прочих клавиш.
Клавиатура «управления» курсором
Home (Хоум) — перемещение курсора в начало текущей строки документа или в начало списка файлов.
End (Энд) — перемещение курсора в конец текущей строки документа или в конец списка файлов.
PageUp/PageDown (ПэйджАп/ПэйджДаун) — перевод курсора на одну страницу вверх или вниз. Понятие «страница» обычно относится к фрагменту документа, ви-димому на экране. Используется для «прокрутки» содержимого в текущем окне.
Стрелки перемещают курсор вправо-влево на один символ или вверх-вниз на одну строку.
Цифровая панель
Эти клавиши очень нравятся банковским служащим с ловкими пальцами и всем, кому приходится набирать много цифр.
Num Lock (НамЛок). Включает и выключает цифровую панель
При выключенном Num Lock клавиши на дополнительной цифровой клавиатуре будут работать как клавиши управления курсором.
Манипулятор «мышь»
Самая простая мышь состоит из двух кнопок и колесика.
При движении мышки по поверхности экрана перемещается некое изображение обычно в виде наклонной стрелки. Это указатель мыши.
Указатель мыши - изображение, двигающееся по экрану вслед за движением мыши. Обычно представлено в виде наклонной стрелки. Показывает, куда мы можем переместить курсор, если щёлкнем левой клавишей мыши.
Курсор – выбранный (выделенный) объект, показывающий системе, с чем мы хотим работать. В текстовых редакторах и текстовых окнах, курсор - мигающая вертикальная палочка, показывающая, где появится символ при нажатии символьной клавиши.
При работе с мышкой вводится понятие щелчок или клик. Это кратковременное нажатие и отпускание клавиши мыши. Щелчок может быть одинарным или двойным. При двойном щелчке мы дважды быстро нажимаем и отпускаем левую клавишу мыши. Двойной щелчок осуществляется только левой клавишей мыши.
Щелчок левой клавишей мыши, а если объект находится на Рабочем столе или правой панели Проводника двойной щелчок аналогичен (соответствует) нажатию клавиши Enter.
Надо помнить, что щелчок левой клавишей мыши это всегда команда или на пере-мещение курсора (выбор объекта), или команда на выполнение какого либо действия.
Щелчок правой клавишей мыши открывает контекстное меню объекта, на котором находится указатель мыши.
Вращение колесика перемещает текст или изображение, непомещающееся в окне по вертикали. Таки образом можно просматривать большой текст или изоб-ражение.
Нажатие на колесико в некоторых программах включает и выключает режим автопрокрутки.
Просто запомните простое правило. Сначала мы выбираем объект, с которым хотим работать. Не важно это изображение файла, программы, фрагмент текста, затем пере-носим на него курсор, открываем контекстное меню, выбираем нужный пункт и щелкаем левой клавишей мыши. Таким образом, мы запускаем выполнение команды, которая пря-чется за пунктом меню. Последовательно выполняя команды, мы решаем задачу в целом.
Занятие второе
Раньше программист приносил свою программу, вводил ее в ЭВМ, запускал, полу-чал результат, уходил. Приходил другой программист и все повторялось. При этом требо-валась достаточная квалификация и подготовка. С развитием вычислительной техники и усложнением решаемых задач возникла необходимость облегчения работы программи-стов и снижения уровня специальной подготовки пользователей. Потребовалось создания комплекса программ, которые взяли бы на себя рутинные и повторяющие действия
Таким образом, возникла необходимость в создании операционных систем (ОС).
Операционная система - комплекс программ, обеспечивающий управление ап-паратными средствами компьютера, организующий работу с файлами и выполнение прикладных программ, осуществляющий ввод и вывод данных. Проще говоря, это по-средник между человеком, аппаратурой и прикладными программами. ОС выполняют за нас всю рутинную, «нетворческую», черновую работу, делая возможным использовать компьютер даже неподготовленным пользователям.
Что происходит при включении вычислительного устройства? Вначале управление передается небольшой программе, которая прошита в постоянной памяти. Её задача проверить готовность оборудования к работе. Если она обнаруживает неисправность, то сообщает пользователю или выводя сообщение на экран, или звуковым сигналом.
Если неисправности нет, управление передаётся загрузчику операционной систе-мы, который загружает файлы ОС в оперативную память и обеспечивает подготовку к работе.
Далее наступает очередь самой ОС, которая проверяет готовность системы к рабо-те, готовность оборудования и наличия подключения новых устройств. Если все нормаль-но, то на экране монитора появляется приглашение ввести имя пользователя (логин) и пароль. После этого на экране монитора отображается Рабочий стол. Если система не за-щищена паролем, то приглашения ввести имя пользователя (логин) и пароль не появляет-ся.
Рабочий стол – наше рабочее пространство, которое организуем мы сами. На нем отображаются значки (изображения, картинки, пиктограммы, иконки, ярлыки) программ, файлов, документов…, с которыми нам приходится часто работать. Вы-ставлять значки, перемещать, удалять мы можем по своему желанию. Это наше рабочее пространство и организуем его мы сами. Часто значки располагаются па фо-новом рисунке, который выбираем мы сами.
Нижнюю часть окна занимает Панель задач. На ней расположены клавиша Пуск, панель Быстрого запуска, Панель задач, Языковая панель, трей.
Клавиша Пуск, открывает Главное меню.
На панели Быстрого запуска отображаются значки для запуска программ, которыми часто пользуются. Панель настраивается в ручную.
На Панели задач отображаются значки, запущенных нами программы.
Языковая панель показывает язык ввода данных.
В трее отображаются значки служебных программ, запущенных ОС.
Запуск программ
Для того чтобы запустить (открыть) программу, открыть (просмотреть) содержимое диска (папки, файла) достаточно установить указатель мыши на изображение (значок) программы (диска, папки, файла) и щёлкнуть левой клавишей мыши.
Если значок находится на Рабочем столе или правой панели Проводника, то щелкать надо дважды.
Иногда значок отсутствует на Рабочем столе или Панели быстрого запуска. В этом случае придется использовать путь:
«Пуск» Программы (Все программы) Стандартные Блокнот
Это последовательность действий для запуска программы Блокнот.
Для открытия Главного меню, достаточно навести указатель мыши на клавишу «Пуск» в строке задач, щелкнув левой клавишей мыши или нажать клавишу «Windows» на клавиатуре. Откроется Главное меню.
Установите указатель мыши на пункт «Программы» («Все программы»). Откроется подменю пункта «Программы» («Все программы»):
Если навести указатель мыши на пункт меню Стандартные, то откроется дополнительное подменю.
Перейти в открывшееся подменю установить указатель мыши на пункт Блокнот.
Щелкнуть левой клавишей мыши.
Таким образом, перемещаясь из подменю в подменю, можно найти значок (изоб-ражение) программы, но путь до него надо знать.
Работа с окнами
.При запуске программы открывается ее окно. Окно каждой программы имеет свои особенности, но есть и общие свойства, о которых говорится ниже.
В верхней части окна расположена строка заголовка. В ней отображаются Имя файла, название программы и три кнопки управления окном.
Под строкой заголовка находится главное меню программы в виде текста или ленты.
Вокруг окна есть узкая рамка.
Окно может находиться в двух режимах: оконном и полноэкранном.
В оконном режиме окно можно перемещать, менять его форму, сворачивать на Панель задач, перевести в полноэкранный режим и закрыть. Признак оконного режима квадрат в средней кнопке в строке заголовка.
В полноэкранном режиме окно можно свернуть на панель задач, вернуть в оконный режим и закрыть. Признак полноэкранного режима пересекающиеся квад-раты в средней кнопке в строке заголовка.
Для перемещения окна достаточно:
1. навести указатель мыши на свободное место в строке заголовка,
2. нажать левую клавишу мыши и, не отпуская, перетащить окно в нуж-ное место экрана,
3. отпустить левую клавишу мыши.
Для изменения размеров окна:
1. установить указатель мыши на рамку обрамляющую окно,
2. когда указатель мыши изменит изображение на двустороннюю стрелку, нажать левую клавиши мыши и, не отпуская, изменить размер окна, двигая мышью,
3. Отпустить левую клавишу мыши.
Если вы навели указатель мыши на правую или левую сторону окна, то двигайте мышь вправо-влево. Если за верхнюю или нижнюю, то вверх вниз.
Чтобы свернуть окно на панель задач, достаточно:
1. навести указатель мыши на изображение подчеркивания,
2. щелкнуть левой клавишей мыши.
Чтобы восстановить окно из панели задач, достаточно:
1. навести указатель мыши на соответствующий значок программы на панели задач,
2. щелкнуть левой клавишей мыши.
Чтобы распахнуть окно на весь экран достаточно:
1. навести указатель мыши на изображение квадрата в средней кнопке в строке заголовка,
2. щелкнуть левой клавишей мыши.
Чтобы вернуться в оконный режим, достаточно:
1. навести указатель мыши на изображение пересекающихся квадратов на средней кнопке в строке заголовка,
2 щелкнуть левой клавишей мыши.
Если текст (изображение) не помещается в окне, с правой стороны и внизу окна появляются полосы прокрутки, с активными движками прокрутки.
Для того чтобы переместить текст в горизонтальной плоскости достаточ-но:
1. установить указатель мыши на горизонтальный движок прокрутки,
2. нажать левую клавишу мыши и, не отпуская ее, сместить его на необ-ходимое расстояние,
3. Отпустить левую клавишу мыши.
Для того чтобы переместить текст в вертикальной плоскости достаточно:
1. установить указатель мыши на вертикальный движок прокрутки,
2. нажать левую клавишу мыши и, не отпуская ее, сместить его на необ-ходимое расстояние,
3. Отпустить левую клавишу мыши.
Чтобы закрыть окно достаточно:
1. навести указатель мыши на изображение кнопки с крестом в строке за-головка,
2. щелкнуть левой клавишей мыши.
Занятие третье
Работа с текстами
Общие правила работы с текстами
Эти правила работают в любом текстовом редакторе, в окнах ввода текстовой ин-формации и присвоении имени папке (файлу).
Символ появляется там, где стоит курсор. Курсор - мигающая вертикальная па-лочка, показывающая, где появится символ при нажатии символьной клавиши.
Чтобы установить курсор в нужное место, достаточно установить указатель мыши в то место, куда вы хотите переместить курсор, и щелкнуть левой клавишей мыши. Пере-мещение курсора осуществляется также клавишами «Управления курсором».
Указатель мыши - в текстовых редакторах и текстовых окнах изображение тон-кой латинской цифры I, двигающееся по экрану вслед за движением мыши. Показывает, куда мы можем переместить курсор, если щёлкнем левой клавишей мыши.
Символы бывают видимые и невидимые.
Невидимые символы:
- Конец строки вводится при нажатии, клавиши Enter при этом курсор переме-щается в начало новой строки.
- Пробел или Табуляция вводится при нажатии клавиш Пробел или Табуляция. При этом курсор перемещается на 1 или 8 символов вправо по строке
Примечание: Курсор перемещается только в области, где вводились символы. Для установки курсора в область, куда не вводился текст, необходимо использовать клавиши Enter для перехода на другую строку или клавишу Пробел, (Табуляция) для перемещения курсора по строке вправо на 1 или 8 символов.
Нажатие клавиши Enter переводит курсор и весь стоящий за ним текст на новую строку. Текст, находящийся за курсором перемещается вместе с ним.
Нажатие клавишу Пробел, (Табуляция) перемещает текст, находящийся за курсором на 1 или 8 символов вправо по строке.
Таким образом, для того чтобы становить курсор в том месте, где не вводились символы достаточно нажать клавишу Enter для перехода на нужную строку и клавиши Пробел или Табуляция для перехода на 1 или 8 символов вправо по строке.
Нажатие клавиши Enter переводит курсор и весь стоящий за ним текст на новую строку. Текст, находящийся за курсором перемещается вместе с ним.
Для ввода текста установите курсор в то место, куда вы хотите вводить текст и просто нажимайте нужные клавиши на клавиатуре.
Для того чтобы удалить любой символ (видимый или невидимый) достаточно установить курсор перед ним (левее) и нажать клавишу Delete(Del) Удаление.
Для удаления пустых строк, достаточно установить курсор в конец строки с текстом и нажать клавишу Delete(Del) столько раз, сколько пустых строк вы хотите удалить. Весь текст, находящийся за курсором будет перемещаться вверх к курсору.
Часто возникает необходимость работать не с одни символом, а с частью текста, то есть с фрагментом текста.
Чтобы работать не с одной буквой, а с частью (фрагментом) текста, необхо-димо выделить текст, для этого:
1. - установить указатель мыши на начало выделяемого текста,
2. - нажать левую клавишу мыши и, не отпуская ее, довести указатель мыши до конца выделяемого фрагмента
3. -отпустить левую клавишу мыши
Для снятия выделения достаточно:
1. установить указатель мыши на выделенный фрагмент или на любое ме-сто.
2. щелкнуть левой клавишей мыши.
Выделенный фрагмент можно:
I. Копировать:
1. Щелкнуть правой клавишей мыши, то есть открыть контекстное ме-ню,
2. В появившемся меню навести указатель мыши на пункт «Копировать»,
3. щелкнуть левой кнопкой мыши.
Или нажать сочетание клавиш CTRL+C(С). Выделенный текст останется на экране и будет помещен в буфер обмена.
Буфер - область памяти, где ранится копированный или вырезанный фраг-мент. Особенность буфера в том, что в нем хранится только последний помещен-ный в него фрагмент, зато из него можно вставлять текст неограниченное количе-ство раз.
Этот прием позволяет многократно вставлять один и то же текст в разные места документа.
II Вырезать:
1. Щелкнуть правой клавишей мыши, то есть открыть контекстное ме-ню,
2. В появившемся меню навести указатель мыши на пункт «Вырезать»,
3. щелкнуть левой кнопкой мыши
Или нажать сочетание клавиш CTRL+Х(Ч). Выделенный текст исчезнет с экрана и будет помещен в буфер обмена.
Этот прием позволяет перемещать фрагмент с одного места в другое. В од-ном вырезали, то есть удалили с этого места, в другое вставили.
III Удалить:
1. Щелкнуть правой клавишей мыши, то есть открыть контекстное меню,
2. В появившемся меню навести указатель мыши на пункт «Удалить»,
3. щелкнуть левой кнопкой мыши.
Или нажать клавишу DELETE. Выделенный текст исчезнет с экрана без воз-можности восстановления. <
Вставка текста из буфера.
1. Установить курсор в то место, куда вы хотите вставить текст (см. Установка курсора в нужное место),
2. Щелкнуть правой клавишей мыши,
3. В появившемся меню, навести указатель мыши на пункт «Вставить»,
4. щелкнуть левой кнопкой мыши
Или нажать сочетание клавиш Ctrl+V(М)
Текст из буфера появится в том месте, где стоял курсор.
Выделенный фрагмент воспринимается системой как курсор. Отсюда вытекают два примечания
Примечание I:Если фрагмент выделен, то при нажатии любой символьной клавиши вместо выделенного фрагмента появится соответствующий символ.
Примечание II: Если фрагмент выделен, то при вставке текста из буфера вме-сто выделенного фрагмента появится текст из буфера
Первое примечание поможет заменить выделенный фрагмент на нужный текст (выделили ненужное и сразу печатаете нужное), а второе позволяет заменить выделенный фрагмент текстом из буфера.
Занятие четвертое.
Наработка навыков работы с текстами в программе блокнот
Попробуйте набрать следующий текст.
Председателю ТСО
Иванову И.И.
От жильца
Сидорова П.П.
З А Я В Л Е Н И Е
Прошу пересмотреть начисление квартплаты за прошедший месяц после установки счетчиков учета расхода горячей и холодной воды.
20.12.2020 г. Сидоров П.П.
Примечание: Попробуйте сохранить форму и обратите внимание, что слово «за-явление» написано заглавными буквами через пробел.
Занятие пятое.
Информация и данные.
Виды данных и способы их хранения.
Информация-совокупность сведений, позволяющих пользователю пополнить его знания о конкретном предмете или явлении.
Информация - все, что мы получаем от наших органов чувств.
Данные - информация, представленная в формализованном виде: цифр, букв, ри-сунков и так далее.
Данные - это информация, представленная в виде удобном для обработки
Компьютер имеет дело только с данными. Часто, говоря о данных применительно к компьютерам, используют слово информация. Например, ввод информации, распечатка информации и т.д. В строго научном плане это ошибка, но в повседневной речи допусти-мо.
Виды Информации
Все многообразие видов информации (числовой, графической, звуковой, видео, и т. д.), можно представить в двух основных типах: аналоговом и дискретном (цифровом).
Под аналоговой (непрерывной) будем понимать такую информацию, изменение которой происходит плавно без скачков. Дискретная (цифровая) - информация, изменяющаяся скачком.
Аналоговую информацию можно представить в виде непрерывной кривой, а дис-кретную, как совокупность отдельных точек, не сливающихся в непрерывную линию. Существуют способы перевода из одного типа информации в другой.
Следовательно, все многообразие видов информации можно представить в дис-кретном виде. Процесс преобразования в числовые значения - кодирование информации (данных). Полученный результат - коды.
Обрабатывать информацию представленных в виде чисел значительно проще и удобнее.
ЭВМ работает только с дискретной информацией, преобразованной в двоичные коды.
Если каждой букве сопоставить двоичное число, на пример, букве А число 0000001. Букве Б 00000010, букве В 00000011 и так далее. То есть каждой букве мы сопо-ставим двоичное число 1,2,3,… Таким образом, мы, используя 8 двоичных разрядов (байт) сможем закодировать 256 символов. В эти символы можно вместить и русский, и английский алфавиты, а так же дополнительные символы и знаки.
Если таким образом закодировать текст, то мы получим файл. В файлах хранятся любые данные.
Файл - наименьшая единица хранения данных.
Если у нас есть несколько файлов, и мы расположим их один рядом с другим, то они сольются в один файл, и мы не сможем отличить один файл от другого. Для того что-бы отделить один файл от другого придумали располагать определенный код в начале и конце файла. Если у нас несколько файлов, то последовательно открывая их, мы сможем найти нужный.
А если у нас сотни тысяч файлов? Чтобы найти нужный файл необходимо каждому файлу присвоить своё уникальное имя. Для того чтобы знать какой тип данных хранится в файле к имени добавили расширение. Таким образом, полный идентификатор файла содержит имя файла и расширение.
В настоящее время рядом с именем файла отображается значок программы, в которой он был создан или может быть открыт.
Файл может иметь ряд дополнительных параметров: начальный адрес, размер, тип и другую служебную информацию.
Таким образом, мы определились с файлами, то есть с тем, что мы можем хранить.
Понятно, что имея сотни тысяч, а то и миллионы файлов нам необходимо разрабо-тать систему хранения. Система хранения должна обеспечить быстрое сохранение и поиск нужных файлов.
Система хранения данных получила название «иерархической» или «древовидной». По большому счету этой системой хранения мы пользуемся в повседневной жизни.
Иерархическая система представляет собой пирамидальную структуру. Есть глав-ное хранилище, внутри него еще хранилища – 1 уровень хранения, внутри ещё 2 уровень, далее 3 и так далее.
Древовидную систему, судя по названию, можно представить в виде дерева. Ствол – главное хранилище, отходящие от него ветки - второй, отходящие от тех веток третий и так далее. А листики разной формы это файлы различных типов. Листик можно закрепить на любой ветке. Одна особенность. Для того чтобы закрепить или взять листик необходимо последователь пройти путь до нужной ветки от ствола по веточкам.
Все носители данных (хранилища) воспринимаются системой как диски. Им присваивается имя и латинская буква с многоточием. Например: Логический диск (С:) или Съёмный диск (Е:). На каждом диске мы можем создавать папки, внутри тех папок ещё папки, внутри тех ещё и так далее. То есть мы создаем разветвлённую структуру.
Каждой папке, как и файлу, присваивается уникальное имя. Имя папки (файла) должно говорить о её (его) содержимом.
Для того чтобы работать с системой хранения данных необходима специальная программа.
Проводник - программа для работы с данными встроенная в операционную си-стему Windows.
Проще и удобнее запускать программу «Проводник» нажатием клавиш WINDOWS+E (русское У).
Если вы не привыкли работать с клавиатурой для запуска программы Проводник, найдите на Рабочем столе ярлык «Мой компьютер»( «Компьютер», «Этот компьютер») наведите на него указатель мыши и дважды щелкните левой кнопкой мыши.
Если вы не нашли на Рабочем столе ярлык «Мой компьютер»( «Компьютер», «Этот компьютер»), то воспользуйтесь стандартной процедурой запуска программ. Значок Программы Проводник прячется в знакомой папке Стандартные, там же где и Блокнот.
При нажатии клавиш WINDOWS+E (русское У), как правило на правой панели отображается содержимое папки «Мой компьютер» ( «Компьютер», «Этот компьютер»).
Если у вас ОС WINDOWS 10 попросите перенастроить реакцию на нажатие этих клавиш для открытия содержимого папки «Этот компьютер».
Дело в том, что в папке «Мой компьютер» ( «Компьютер», «Этот компьютер») хра-нятся все носители данных подключённые к компьютеру.
Примечание: Для удобства пользования программой «Проводник» всегда переходите в папку «Мой компьютер» («Компьютер», «Этот компьютер»), а затем начинайте поиск нужного диска, нужной папки или файла.
Как видите, в открывшемся окне отображаются две панели. Старайтесь работать на правой панели.
Создание папки
Последовательно открывая нужный диск, нужную папку открыть ту папку, где вы хотите создать свою. Для того, чтобы открыть (просмотреть) содержимое диска (папки, файла), достаточно установить указатель мыши на изображение (зна-чок) диска( папки, файла) и щёлкнуть левой клавишей мыши.
Создание папки в том месте, куда вы перешли:
1. Установить указатель мыши на свободное место на правой панели Про-водника
2. Щелкните правой клавишей мыши. Открыть контекстное меню
3. В открывшемся меню установить указатель мыши на пункт Создать
4. Не перемещая указатель мыши по вертикали, аккуратно перейдите в от-крывшееся подменю, и установите указатель мыши на пункт Папку
5. Щелкните левой клавишей мыши. Появится изображение папки с выделенным текстом Новая папка
6. Сразу с клавиатуры введите имя папки. Смотри примечание 1 третьего занятия
7. По окончании ввода нажмите клавишу Enter. Закрепится имя папки, и кур-сор останется на ней.
Примечание 1: Все действия, которые вы можете производить с папкой (файлом), можно делать путем вызова контекстного меню. Для этого достаточно наве-сти указатель мыши на изображение папки (файла), щелкнуть правой кнопкой мыши в открывшемся меню установить указатель мыши на пункт того действия, которое вы хотите совершить и щелкнуть левой кнопкой мыши.
Примечание 2: Как правило, файл создается в программе и сохраняется в нужном месте. Создание пустого файла через контекстное меню с дальнейшим откры-тием его в соответствующей программе имеет смысл, если вы будете сохранять его именно в этой папке.
Занятие шестое
Откройте программу Блокнот и введите любой текст.
Сохранение файла на примере программы «Блокнот».
Чтобы сохранить созданный вами файл:
1. установить указатель мыши на пункт «Файл» главного меню програм-мы.
2. щелкнуть левой клавишей мыши,
3. В открывшемся меню установить указатель мыши на пункт «Сохранить как…»,
4. щелкнуть левой клавишей мыши. Откроется окно Проводника,
5. на левой панели навести указатель мыши на изображение папки «Мой компьютер» («Компьютер», «Этот компьютер»)
6. щелкнуть левой клавишей мыши. На правой панели отобразится содержимое папки «Мой компьютер», («Компьютер», «Этот компьютер»),
7. установить указатель мыши на изображение диска на правой панели Проводника и дважды щелкнуть левой клавишей мыши,
8. Последовательно переходя от папки к папке, открываем ту папку, в которой мы хотим сохранить файл. Для этого установить указатель мыши на изображение папки на правой панели Проводника и дважды щелкнуть левой клавишей мыши,
9. установить указатель мыши в окно «Имя файла» и щелкнуть левой кла-вишей мыши. Выделится текст в окне,
10. с клавиатуры ввести имя файла,
11. установить указатель мыши на клавишу «Сохранить» рядом с окном «Имя файла» и щелкнуть левой клавишей мыши. Закроется окно Проводника. Файл сохранен.
Открытие файла
Напоминаю, для того чтобы открыть файл достаточно установить указатель мыши на изображение файла и щелкнуть левой клавишей мыши. Если изображение находится на Рабочем столе или правой панели проводника, то щелкать надо дважды. В этом случае файл откроется в программе, закрепленной за данным типом файлов. Если мы хотим от-крыть файл в другой программе, то сначала открывается нужная нам программа.
Откроем программу Блокнот.
Открытие файла на примере программы «Блокнот».
1. в главном меню программы установить указатель мыши на пункт«Файл» , щелкнуть левой клавишей мыши,
2. В открывшемся меню установить указатель мыши на пункт «Открыть», щелкнуть левой клавишей мыши,
3. На левой панели установить указатель мыши на изображение папки «Мой компьютер» («Компьютер», «Этот компьютер»),
4. щелкнуть левой клавишей мыши. На правой панели отобразится со-держимое папки «Мой компьютер», («Компьютер», «Этот компьютер»),
5. установить указатель мыши на изображение нужного диска и дважды щелкнуть левой клавишей мыши,
6. установить указатель мыши на изображение папки и дважды щелкнуть левой клавишей мыши, таким образом, последовательно открывая папки, открыть папку, в которой храниться файл,
7. установить указатель мыши на изображение нужного нам файла на правой панели Проводника и дважды щелкнуть левой клавишей мыши. Откроется окно программы «Блокнот» с содержимым ранее сохраненного файла.
Отредактируйте его и сохраните под другим именем.
Для тренировки можно открыть программу «Paint». Создать рисунок, сохра-нить, открыть, отредактировать, сохранить под другим именем.
Занятие седьмое.
Принципы работы в Интернете.
Есть такая наука кибернетика. Наука об управлении. Естественно, при появлении вычислительных средств, человек стал их использовать для управления различными про-цессами, а не только для решения математических задач. Первые ЭВМ были ненадежны-ми и поэтому, чтобы не прерывался процесс, которым управляли машины, необходимо было резервирование. Одна машина выходит из строя, ее подменяет другая машина. А чтобы не терять управление непрерывным процессом необходимо, чтобы машины посто-янно обменивались данными.
Если машины находились в одном зале или здании, вопрос решался довольно лег-ко. Пробрасывались линии связи, писались программы, устанавливалась аппаратура со-пряжения. А что делать, если ЭВМ находились в разных частях города или страны, или в разных уголках Земного шара?
Принципы, по которым строится Интернет, впервые были применены в сети ARPANET (компьютерная сеть, созданная в 1969 году в США Агентством Министерства обороны США по перспективным исследованиям) и явившаяся прототипом сети Интер-нет. Используя наработки ARPANET, в 1984 году Национальный научный фонд США создал сеть NSFNET для связи между университетами и вычислительными центрами.
В 1991 году в ЦЕРНе был реализован проект World Wide Web (WWW - Всемирная Широкая(Дикая ) Паутина). В 1997 году насчитывалось уже 19,5 миллионов пользовате-лей сети Интернет.
Как «устроен» Интернет.
У ученых ЦЕРНа появилась идея, как ускорить обмен данными и достижениями между учеными. Представим себе, что у нас есть машина, кото-рую будем называть сервер. К ней, по определенным правилам, могут подключаться дру-гие ЭВМ. Мы можем обращаться к серверу с запросом и в ответ получать ответ, то есть те данные, которые расположены на сервере. Так же мы можем отправлять свои данные, чтобы другие пользователи могли с ними ознакомиться. Понятно, что если мы будем иметь один сервер, то при росте числа пользователей он не сможет справиться с таким потоком запросов. Для того чтобы ЭВМ могли обмениваться данными и между собой, разработали программно-аппаратные комплексы, которые перенаправляли бы потоки данных от одной машины к другой. Вначале, устанавливать связь между машинами было довольно сложно. Требовалось знание правил и команд. Это не способствовало развитию и широкому распространения такого вида связи.
Для того чтобы данные доходили до нужного адресата, каждой машине присваи-вался 12 разрядный адрес. Его стали называть IP адрес. Разработали специальные про-граммы, которые облегчали общение. Для того чтобы человек не запоминал 12 разрядный адрес IP адрес, а работал бы с привычными адресами разработали систему DNS серверов, которые преобразовывали буквенные адрес в коды.
Как гласит легенда, одному ленивому студенту пришла идея обмениваться не паке-тами данных, а передавать небольшие текстовые файлы, в которых содержалась инструк-ция какие данные и в каком виде выводить на экран монитора, а так же адреса ресурсов, которые нужно использовать.
Для создания таких файлов стали использовать язык гипертекстовой разметки HTML. В дальнейшем он совершенствовался.
В настоящее время сеть Интернет представляет собой сложную структуру, состоящую из множества серверов, узлов передачи данных и каналов передачи данных. Ее можно представит как сеть (паутину), в узлах которой находится аппаратура перенаправ-ления данных, а паутинки - каналы передачи данных, охватывающую весь Земной шар.
Небольшой пример, как передаются данные в сети Интернет. Представим себе, что нам надо переслать мешочек риса. В обычной жизни мы упаковываем этот мешочек, пи-шем адрес и относим на почту. Сети Интернет все происходит по-другому. Каждая рисинка помещается в свой конверт и передается по свободному каналу связи. В тоге се конвертики по своим каналам достигаю адресата, где опять помещаются в мешочек. Таки образом адресат и получает мешочек риса.
Это пояснение необходимо, чтобы вы представляли, что в сети Интернет не все происходит мгновенно. Программе надо обработать запрос, отправить его, он должен дойти до адресата, тот сформировать ответ, который должен переслаться вам, преобразо-ваться и быть выведен на экран монитора. Для этого нужно время. Не торопитесь., подо-ждите.
Введем некоторые определения.
Сайт - хранилище связанных между собой файлов (страниц). На языке HTML можно создать различные странички, в которых могут содержаться различные дан-ные. Это и тексты , и музыка, и видео. Странички могут иметь ссылки друг на друга. Таким образом, обратившись к сайту мы можем пользоваться данными располо-женными на нем и даже на других сайтах.
Портал – тот же сайт, но предоставляющий дополнительные услуги. Напри-мер, электронную почту, поисковые системы, форумы, чаты и так далее. Сейчас порталы это и социальные сети, и мессенджеры, то есть программами для общения.
Провайдер – организация, предоставляющая услуги доступа в сеть Интернет. Сейчас провайдерами могут быть и мобильные операторы, предоставляющие безпро-водной доступ.
Для того чтобы пользователь мог пользоваться Интернетом, необходимо заключить договор с провайдером на предоставление услуги. Если вы планируете использовать мо-бильный Интернет, то выбираете тарифный план с подключением к Интернету. Если ис-пользуете проводной – заключаете договор с провайдером, обслуживающим ваш дом.
Вам проводят провод к вашей машине или к устройству роутер, который может обслуживать несколько устройств по проводам или через WI-FI, то есть про радио каналу.
После того как вас подключат к провайдеру, вы сможете подключаться к сети Ин-тернет.
Для работы в Интернете используется программа Браузер.
Internet Explorer - встроенный браузер в ОС Windows. В настоящее время существует огромное количество браузеров. Они различаются по быстродействию, возможностями и по другим параметрам.
Общее для всех браузеров. В строке заголовка кроме известных параметров, отображаются Вкладки. Вкладки это открытые вами страницы.
Под строкой заголовка расположена адресная строка. Под адресной строкой могут отображаться закладки. Закладка это ссылка на страницу, адрес, которой вы сохранили. Вкладка это открытые страницы, а закладка это адрес страницы, кото-рый вы сохранили.
Под закладками расположено главное окно браузера, в котором отображается содержимое страницы, адрес, которой указан в адресной строке.
Принципы работы в Интернете:
1 Все сайты или порталы имеют адрес. Полный адрес выглядит обычно так http://www.имя сайта. имя домена или https://www.имя сайта. имя домена. Имя сайта это имя под которым зарегистрирован сайт в сети, а имя домена название об-ласти в которой зарегистрирован сайт. Для того чтобы перейти на главную страницу сайта (портала) в адресной строке необходимо ввести его имя и нажать клавишу Enter. В общем случае, в адресной строке отображается адрес страницы содержи-мое, которой выводится в главное окно браузера. Адреса сайтов (порталов) вы можете узнать из реклам, от друзей, знакомых или обнаружить, гуляя по Интернету. Адреса вводятся латинскими буквами за исключением домена РФ главное окно браузера, где адрес вводится кириллицей. Ошибка даже в одном знаке не позволит перейти на нужный вам сайт (портал).
2 Если при наведении на текст или изображение указатель мыши пре-вращается в руку, это значит, что вы навели его на ссылку. Щелчок левой клавишей мыши откроет содержимое страницы, адрес которой скрывается за ней (за ссылкой). Таким образом, щелкая по ссылка, вы путешествуете по Интернету и знакомитесь с его возможностями.
3 Если вы не знаете адреса сайта (портала) можно воспользоваться поисковой строкой или строкой запросов.
Большое количество порталов имеют свои поисковые системы. Наиболее известные Google, Yandex, Bing, Mail, Rambler…
Поисковая строка, как правило выделена и рядом расположена кнопка Поиск или Найти.
Поисковая строка, как и адресная это обычные текстовые окна. Все правила работы с текстами указанные в 3-м занятии распространяются и на них.
В настоящее время поисковый запрос можно вводить и в адресной строке. В этом случае поиск будет производиться в поисковой системе указанной в настройках браузера.
В результате поиска на экране отобразятся ссылки на сайты (порталы) на которых обнаружены словосочетания из ваших запросов.
Чем правильней составлен запрос, тем точнее будут ответы и меньше ссылок.
Для правильного составления запросов существует язык запросов. Для ознакомле-ния с языком можете ввести в поисковую строку фразу, на пример, "Язык запросов Яндек-са" Переходя по ссылкам, вы отыщете статью наиболее понятную для вас.
Занятие восьмое
Сайт нашей организации МАУК «БИЦ»
Наберите в адресной строке указанный адрес. Нажмите клавишу Enter или просто щелкните по ссылке. Откроется главная страница сайта.
Ознакомьтесь с ее содержимом.
Установите указатель мыши на ссылку Электронный каталог и щелкните левой клавишей мыши.
Вы перешли в электронный каталог. Ознакомьтесь с работой в нем.
Сайт городского округа Мытищи
https://www.mytyshi.ru Мытищи . Наберите в адресной строке указанный адрес. Нажмите клавишу Enter или просто щелкните по ссылке.. Откроется главная страница сайта.
Установите указатель мыши на ссылку "Задать вопрос" и щелкните левой клавишей мыши.
Ознакомьтесь с правилами подачи заявлений.
Адреса сайтов, которые могут вас заинтересовать:
Адрес портала Государственных услуг: https://www.gosuslugi.ru
Адрес портала запись к врачу: https://uslugi.mosreg.ru/zdrav.
Адрес портала добродел: https://dobrodel.mosreg.ru
Адрес портала социального страхования: https://fss.ru
Адрес портала пенсионного фонда: http://www.pfrf.ru
Адрес портала МФЦ Мои документы: http://mfcmmr.ru
В большинстве случаев вам прежде чем пользоваться услугами этих порталов придется регистрироваться. Иногда достаточно зарегистрироваться на портале Госуслуг, чтобы входить через единую систему регистрации.