Послушать
Посмотреть
Для просмотра видео наведите указатель мыши на белый треугольник рядом со временем и щелкните левой клавишей мыши.
Для прослунивания звукового файла наведите указатель мыши на черный треугольник рядом со временем и щелкните левой клавишей мыши.
Для регулировки уровня звука воспользуйтесь движком, который появляется пр наведении на изображение динамика.
Чтобы просмотреть видео в полноэкранном режиме наведите указатель мыши на квадрат рядом с динамиком.
Для возврата видио в оконный режис нажмите клавишу Esc (эскэйп)
Для повторного прослушивания или просмотра воспользуйтесь движком
Конспекты
Вводная часть.
Наши курсы организованы в феврале 2010 года. Цель этих курсов дать начальные знания, позволяющие начать работать с компьютером. Занятия состоят из восьми уроков:
На первом занятии мы рассказываем коротенькую историю появления вычисли-тельных средств. Главное на уроке отводится изучению назначения клавиатуры и мыши
На втором занятии коротко рассказывается об операционных системах, что такое Рабочий стол, как запускаются программы и объясняется работа с окнами.
Третье и четвертое занятия посвящены работе с текстами.
Пятое и шестое занятия посвящаются работе системы хранения данных. Рассказы-вается что такое диск, папка, файл. Как их создать, сохранить, открыть.
Седьмое и восьмое занятия посвящаются Интернету. Рассказывается что такое Ин-тернет и принципы работы. На последнем занятии мы посещает некоторые сайты.
Мы не преследуем цель натаскать или обучить конкретным навыком. Наши курсы можно сравнить с обучением чтению. Сначала учим алфавит, затем как буквы складыва-ются в слоги и слова. Далее пробуем читать. Освоите эти простые правила, сможете чи-тать, то есть пользоваться компьютером.… Наши курсы это только тот фундамент, на ко-тором строится здание знаний работы с компьютером.
Без ежедневных занятий вряд ли вы сможете освоить предлагаемый материал.
Как и любое обучение требует ежедневных тренировок. Без этого вы довольно быстро потеряете или забудете приобретённые навыки и знания.
Запомните простое правило: компьютер выполняет то, что вы ему приказали, а не то что вы хотите чтобы он делал. Любое нажатие клавиши, любой щелчок мыши это ко-манда машине и она выполняет ее, хотите вы этого или нет. Он не читает ваши мысли, а выполняет ваши команды. Вот этим командам мы и будем вас учить, а как вы ими будете пользоваться это ваше дело. Вас учат читать, а будете ли вы читать серьезные книги или надписи на заборе, будете ли читать быстро или спотыкаться на каждом шагу, зависит только от вас.
Занятия построены таким образом, чтобы дать слушателю знания, на основе кото-рых, он сможет не только выполнять определенные действия, но и на их основе, совер-шенствоваться, открывать для себя новые возможности компьютера и пользоваться ими.
Пользователь должен понимать, что компьютер - помощник, и относиться к нему надо соответственно. Моя задача рассказать о принципах, заложенных идеях, научить азам и общим принципам работы за компьютером.
В большинстве случаев пользователю нужно знать предмет в части дополняющей основную специальность, чтобы грамотно и рационально пользоваться компьютером и прикладными программами, но есть общие принципы и без их знаний совершенство не-возможно.
Занятие первое
На первом занятии мы рассказываем коротенькую историю появления вычисли-тельных средств. Главное на уроке отводится изучению назначения клавиатуры и мыши.
С момента изобретения цифр, человечество придумывало способы облегчения сче-та. Камушки, абаки, счеты… Позднее появились механические устройства. Многие пом-нят арифмометры.
Теоретической базой при проектировании современных цифровых устройств, предназначенных для целей числовых вычислений, решения логических задач и задач управления, являются булева алгебра, двоичная арифметика и теория конечных автома-тов. Логика - это наука о законах и формах мышления, математическая же логика занима-ется применением формальных математических методов для решения логических задач.
Огромное значение для развития современной вычислительной техники сыграли работы английского ученого Джорджа Буля. Его теоретическая работа и введенные им операции над двоичными данными (логическое сложение, умножение и отрицание) стали теперь называться булевской (булевой) алгеброй. Современные микросхемы, использую-щиеся в компьютерах, выполняют с данными именно такие операции.
Первым программистом в истории считается Авгу́ста А́да Кинг (урождённая Ба́йрон), графиня Ла́влейс. Она известна, прежде всего, созданием описания вычислительной машины, проект которой был разработан Чарльзом Бэббиджем. Составила первую в мире программу (для этой машины). Ввела в употребление термины: «цикл» и «рабочая ячейка».
А́лан Мэ́тисон Тью́ринг. 19 февраля 1946 года он представил работу, которую можно назвать первым детальным описанием компьютера с хранимой в памяти програм-мой.
Отцом современной кибернетики считается американский математик Но́рберт Ви́нер, один из основоположников и теории искусственного интеллекта.
Первая отечественная ЭВМ заработала в 1951 г. Она содержала 6000 электронных ламп и занимала целое крыло двухэтажного здания. Оперативная память насчитывала 94 16-разрядных слова, быстродействие составляло около 50 оп./с. В машине Лебедев реали-зовал основные принципы классической архитектуры: хранение программ в оперативной памяти, двоичную систему счисления.
Вначале это были громоздкие шкафы, заполненные электронными лампами и реле. С развитием технологий размеры этих устройств уменьшались и к началу 70-х появились первые персональные электронно-вычислительные машины ПЭВМ.
Современные, так называемые, гаджеты (стационарные ПЭВМ, ноутбуки, планше-ты, смартфоны…) устроены примерно одинаково. В них находятся материнские платы, на которых монтируются микросхемы, отвечающие за выполнение различных операций.
Главная микросхема - процессор. Он отвечает за выполнение арифметических и логических операций. Для того чтобы он работал необходимо разработать программу. Программа это инструкция, состоящая из отдельных команд, последовательно выполняя которые процессор и решает задачу.
Для хранения программы используется оперативная память. В ней хранятся как программы, так и результаты вычислений.
При всех достоинствах у оперативной памяти есть существенный недостаток. При выключении устройства она обнуляется. Следовательно, нужно устройство хранения, ко-торое сохраняет данные не зависимо, включено устройство или нет. На первых порах та-ким устройством для ПЭВМ мог стать магнитофон. Позднее разработали гибкие магнит-ные диски, затем жесткие диски. Современный жесткий диск представляет собой устрой-ство состоящие из металлического диска, на котором определенным образом записаны данные, контроллера для управления и корпуса. Диски имеют диаметр 3,5 (8,89см) или 2,5(6.35 см) дюйма.
В настоящее время широкое распространение получили, так называемые, твердо-тельные диски или SSD диски.
Для просмотра результатов вычислений использовали различные печатающие устройства. Позднее появились принтеры. Для удобства работы стали использовать мони-торы, то есть упрощенные телевизоры.
Для управления вычислительным устройством и ввода данных сначала использовали пульты с различным набором клавиш, специализированные пишущие машинки. Позднее они преобразовались в привычную для большинства клавиатуру.
Дополнением к клавиатуре стал манипулятор мышь, который в дальнейшем начал играть главную роль при работе с ПЭВМ.
Для работы с ноутбуками разработали аналог мыши сенсорную панель или тачпад (англ. touchpad: touch — касаться, pad — подушечка). В дальнейшем создали сенсорные экраны, где роль мышки стала играть поверхность экрана монитора.
Перейдем к рассмотрению назначения основных устройств управления компьютером.
Клавиатура
В настоящее время существуют различные виды клавиатур. Мы будем рассматривать стандартную 101-102 клавишную клавиатуру.
Условно клавиатуру можно разбить на 4 части:
1. клавиатура пишущей машинки.
2. функциональные клавиши
3. клавиатура «управления» курсором
4. цифровая панель
Ознакомление с клавиатурой я начинаю с клавиши Эскейп (Esc)
Клавиша Esc (читается "Эскейп"). Самая левая клавиша в верхнем ряду. Закрывает открытый диалог, информационные окна, окна меню или отменяет последнюю введенную команду.
Клавиатура пишущей машинки состоит из 4 рядов символьных клавиш
Символьные (алфавитно-цифровые) клавиши представляют собой группу клавиш, которые чаще всего используются для ввода данных. К ним относятся буквы, цифры знаки препинания и другие символы. Именно к этим клавишам относится понятие рас-кладки клавиатуры.
Раскладка клавиатуры - это закрепление за определёнными клавишами опреде-ленных символов.
Буквы и символы, изображенные на левой стороне клавиши, относятся к латинскому (английскому) языку.
Буквы и символы, изображенные на правой стороне клавиши, относятся к русскому языку.
Второй ряд клавиатуры пишущей машинки начинается с клавиши Tab(Табуляция.)
Клавиша Tab (Табуляция). При работе в текстовых редакторах и текстовых окнах перемещает курсор на фиксированное количество символов.
Под клавишей Tab расположена клавиша Capslock (Капслок)
Клавиша Capslock (капслок) включает и выключает режим печати заглавных букв (фиксированное переключение). Используется при наборе текста ЗАГЛАВНЫМИ буквами. Лучше не пользоваться.
Ниже расположены вспомогательные (дополнительные) клавиши
Вспомогательные (дополнительные) клавиши Alt (Альт), Ctrl(Контрол), Shift (Шифт) используются в сочетании с другими.
Shift— клавиша верхнего регистра (нефиксированное переключение). Прописные буквы и символы, изображенные в верхней части клавиши, вводятся при одно-временном нажатии клавиши (Shift + символ).
Cочетания Ctrl+Shift или Alt+Shift обычно применяются для переключения языка ввода данных. Используется только одно сочетание для переключения. Чаще всего Alt+Shift.
Примечание: Одновременное нажатие клавиш означает, что нажимается и удерживается сначала первая клавиша, а затем коротко ударяется вторая клавиша, отпускаются обе клавиши. Как правило, одновременное нажатие клавиш обозначается знаком +.
Длительное нажатие на клавишу воспринимается компьютером, как многократное нажатие
Win (Windows "start") находится между Ctrl и Alt) — открывает и закрывает меню «Пуск», главное меню системы.
Большная клавиша в низу клавиатуры – клавиша пробел
AppsKey (АпсКей) находится справа внизу между Win и Ctrl — вызов контекстного меню для выбранного (выделенного) объекта, то есть на котором стоит курсор.
Enter (Энтэр) — подтверждение выбора. Команда машине выполнить (сделать). То же, что и щелчок по объекту левой клавишей мыши, а, если объект нахо-дится на Рабочем столе или правой панели Проводника двойной щелчок. Выбор ак-тивного в данный момент пункта меню.
При вводе команд с клавиатуры — завершение ввода команды и переход к её ис-полнению. При наборе текста — переход к новому абзацу перевод курсора в начало новой строки
Последняя клавиша в 1 ряду клавиатуры пишущей машинки backspace (Бэкспейс) В текстовых редакторах и текстовых окнах удаляет символ слева от курсора
Самая страшная клавиша Delete (Делит). Удалят выбранный (выделенный) объект, то есть на котором стоит курсор. В текстовых редакторах и текстовых окнах удаляет символ справа от курсора.
Функциональные клавиши
Над клавиатурой пишущей машинки расположены функциональные клавиши F1-F12. Функции, закрепленные за данными клавишами, зависят от свойств кон-кретной работающей в данный момент программы, а в некоторых случаях и от свойств операционной системы.
Общепринятым для большинства программ является соглашение о том, что клавиша F1 вызывает справочную систему, в которой можно найти справку о действии прочих клавиш.
Клавиатура «управления» курсором
Home (Хоум) — перемещение курсора в начало текущей строки документа или в начало списка файлов.
End (Энд) — перемещение курсора в конец текущей строки документа или в конец списка файлов.
PageUp/PageDown (ПэйджАп/ПэйджДаун) — перевод курсора на одну страницу вверх или вниз. Понятие «страница» обычно относится к фрагменту документа, ви-димому на экране. Используется для «прокрутки» содержимого в текущем окне.
Стрелки перемещают курсор вправо-влево на один символ или вверх-вниз на одну строку.
Цифровая панель
Эти клавиши очень нравятся банковским служащим с ловкими пальцами и всем, кому приходится набирать много цифр.
Num Lock (НамЛок). Включает и выключает цифровую панель
При выключенном Num Lock клавиши на дополнительной цифровой клавиатуре будут работать как клавиши управления курсором.
Манипулятор «мышь»
Самая простая мышь состоит из двух кнопок и колесика.
При движении мышки по поверхности экрана перемещается некое изображение обычно в виде наклонной стрелки. Это указатель мыши.
Указатель мыши - изображение, двигающееся по экрану вслед за движением мыши. Обычно представлено в виде наклонной стрелки. Показывает, куда мы можем переместить курсор, если щёлкнем левой клавишей мыши.
Курсор – выбранный (выделенный) объект, показывающий системе, с чем мы хотим работать. В текстовых редакторах и текстовых окнах, курсор - мигающая вертикальная палочка, показывающая, где появится символ при нажатии символьной клавиши.
При работе с мышкой вводится понятие щелчок или клик. Это кратковременное нажатие и отпускание клавиши мыши. Щелчок может быть одинарным или двойным. При двойном щелчке мы дважды быстро нажимаем и отпускаем левую клавишу мыши. Двойной щелчок осуществляется только левой клавишей мыши.
Щелчок левой клавишей мыши, а если объект находится на Рабочем столе или правой панели Проводника двойной щелчок аналогичен (соответствует) нажатию клавиши Enter.
Надо помнить, что щелчок левой клавишей мыши это всегда команда или на перемещение курсора (выбор объекта), или команда на выполнение какого либо действия.
Щелчок правой клавишей мыши открывает контекстное меню объекта, на котором находится указатель мыши.
Вращение колесика перемещает текст или изображение, непомещающееся в окне по вертикали. Таки образом можно просматривать большой текст или изоб-ражение.
Нажатие на колесико в некоторых программах включает и выключает режим автопрокрутки.
Просто запомните простое правило. Сначала мы выбираем объект, с которым хотим работать. Не важно это изображение файла, программы, фрагмент текста, затем пере-носим на него курсор, открываем контекстное меню, выбираем нужный пункт и щелкаем левой клавишей мыши. Таким образом, мы запускаем выполнение команды, которая пря-чется за пунктом меню. Последовательно выполняя команды, мы решаем задачу в целом.